В Пензе трудных подростков, преступивших закон, учат по-новому смотреть на мир

В Пензе трудных подростков, преступивших закон, учат по-новому смотреть на мир

— Пять! Шесть! Семь! Молодчина! Щуплый пацан спрыгивает с турника и оглядывается на своих товарищей

Он сияет, как именинник. Еще бы, он показал свою силу и ловкость, и его похвалили! И похвалил не кто-нибудь, а Александр Витальевич – так уважительно его называют подопечные.
Майор подмигивает подростку, хватается за перекладину и начинает подтягиваться. Мальчишки еле слышно считают.

— Класс! — не скрывают они восхищения.

Тонкая наука

Александр Федящин привык работать с детьми. Четырнадцать лет он был участковым в пензенском микрорайоне Арбеково и с трудными подростками пересекался каждый день. Когда ему предложили возглавить Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, богатый опыт прежней службы пришелся как нельзя кстати.

Задача центра — не наказывать подростков, а повлиять на их поведение и отношение к проступку, который они совершили.

— Почему некоторые подростки не уважают старших? Потому что это уважение им никто в детские годы не привил. Никто не объяснил простых истин, — рассуждает Александр. — Зачастую и сделать это некому: многие ребята, которые к нам попадают, из неполных семей и детских домов. Время, которое они проводят в нашем центре, ценно тем, что мы пробуем произвести «перезагрузку» их сознания.

Письмо незнакомому солдату

В центре подросткам часто показывают фильмы о войне — художественные и документальные. Они учат тому, что даже в самой трудной ситуации можно оставаться человеком.
Однажды возникла идея — написать письма ветеранам. Ребята с радостью откликнулись на это предложение. Хотя почти все они писали незнакомым людям, строки дышали теплом:
«…Я думал, откуда у вас так много медалей? Может, для красоты. А вы за них жизнью рисковали. И ваши товарищи, которые погибли…».

Все послания подопечных центра позже передали ныне здравствующим ветеранам органов внутренних дел — участникам Великой Отечественной.

Мужской подход

Правила поведения в обществе, общения со старшими, сверстниками в центре прививают ненавязчиво. Например, в спортзале, во время занятий.

— Многие из подростков, в основном мальчики, испытывают дефицит внимания со стороны мужчины, отца. Эту роль мне приходится брать на себя, — улыбается Александр Витальевич.
Что происходит с подопечными центра, когда они возвращаются к привычной жизни, остается за кадром. За дальнейшим их поведением наблюдают инспекторы по делам несовершеннолетних. Чтобы помочь им, сотрудники центра делятся с коллегами психологическими рекомендациями: как найти правильный подход к подростку, на какие стороны его поведения стоит обратить особое внимание.

Начальник центра вспоминает: один из подопечных перед тем, как покинуть стены учреждения, признался ему:

— У вас так хорошо, что я остался бы с радостью. Но такие вещи, за которые к вам попадают, ни за что больше делать не буду.

Александр Федящин верит, что свое обещание он сдержит.

Автор: Сергей ПОПЛЕВИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное