Замдиректора зареченской гимназии № 216 «Дидакт» побывала в школах Швеции и Финляндии
Светлана Бурлакова сравнила местную систему образования с российской
Без звонков и домашних заданий
— Светлана Адамовна, вы вошли в число победителей конкурса педагогов «Школа Росатома», благодаря чему побывали на стажировке за границей, познакомились с европейской системой образования. Она сильно отличается от нашей?
— Финские педагоги так говорят об образовании: «Либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». А в России главное – именно успешная сдача экзаменов. В Швеции, например, после 9 класса вообще нет итоговой аттестации в том понимании, что у нас. Однако каждый ребенок должен подготовить какой-то интересный проект, используя знания, полученные в школе. Учителя оценивают уровень продвижения ребенка и определяют «маршрут» его дальнейшего обучения.
Национальный тест в странах Скандинавии сдают только выпускники. 60 процентов из них поступают в университеты. Остальные 40 процентов видят себя работниками среднего звена, выбирая рабочие специальности.
Учитель в этих странах пользуется доверием и уважением общества, имеет большую свободу в плане выбора системы оценки. А влияние родителей на школу и учебный процесс менее выражено, чем у нас. Собрания там проводят всего два раза в год, и раз в год учитель встречается с каждым из родителей, чтобы обсудить, в каком направлении будет развиваться ребенок.
Конечно, если случаются какие-то спорные ситуации, происходят дополнительные встречи. В обычной школе Хельсинки не раздаются звонки. Финские учителя следят за расписанием, поглядывая на часы. При этом продолжительность уроков для младших и старших учеников разная. Практически нет домашних заданий.
При всем этом система образования Финляндии действительно считается одной из самых успешных в мире. Финские школьники признаны самыми читающими. К тому же они сильны в естественных науках.
Найти общий язык
— Какие вы сделали выводы, побывав на стажировке?
— В общем-то наша российская школа развивается в том же направлении. Приходит понимание, что знания ценны не сами по себе, а когда их можно применить на практике. Слушая рассказ представителя Департамента образования города Стокгольма, я думала: это и есть то, что прописано в нашем Федеральном государственном образовательном стандарте.
— Образование там бесплатное?
— Бесплатное и образование, и питание. А образовательное пространство устроено так, что аудитории – это не просто комнаты для занятий. Есть специально организованные пространства, где ребята могут неформально пообщаться или, к примеру, устроить выставку своих работ.
— Получается какая-то идеальная картинка.
— Да нет, в их школах тоже проблем хватает: дефицит кадров, отсутствие денег на ремонт зданий, но, пожалуй, самая серьезная – это мигранты. Представьте, в детском саду 160 человек, и малыши разговаривают на 30 разных языках! Из ситуации выходят следующим образом: на первый год детский сад нанимает к каждому такому ребенку переводчика. И параллельно его начинают учить государственному языку. Так же и в школах. Какого бы возраста ни был учащийся, переехавший из другой страны, весь первый год он только и делает, что учит язык.
Знания для жизни
— На конкурс вы представили образовательную программу, соответствующую новым стандартам. В чем ее особенность?
— Речь идет о результатах, которых мы должны достигнуть: личностных, предметных… Для их достижения необходимо изменить технологии и методы преподавания для учащихся
5–9 классов в соответствии с учетом возрастных особенностей школьников. Важно выстроить и четкую систему оценки знаний, чтобы ребенок понимал, что от него требуется.
В нашей гимназии учащийся не получит высокую оценку лишь за то, что вызубрил урок. К примеру, на уроке химии можно выучить типы химических реакций. Но запомнить их
мало — нужно «включить мозги» и объяснить, какая, к примеру, происходит реакция, когда мы открываем бутылку лимонада.
Государство хочет получить человека, который сможет абсолютно спокойно адаптироваться в окружающем мире, вне зависимости от того, какого уровня образование он получил. Никакие знания сами по себе не имеют ценности, если им нет применения.
Наша задача — научить ребенка работать с информацией, выбирать существенное, преобразовывать ее. Важно, чтобы подросток мог критично к ней относиться.
У многих взрослых, воспитанных старой системой образования, и мысли не возникает о необходимости ее анализа. Квитанции за услуги ЖКХ, цифры в расчетном листе по зарплате… Мы им слепо верим. А ведь их нужно анализировать! Хотя бы для того, чтобы понять, как изменить свою жизнь в лучшую сторону.
Автор: Елена СИНИЦЫНА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER