Идея для бизнеса: растим без почвы

Идея для бизнеса: растим без почвы

Пока одни говорят об импортозамещении, пензенские студенты уже воплощают в жизнь проекты, позволяющие снабдить местный рынок овощами и зеленью

А заодно экспериментируют с технологиями, которые пока не так популярны в аграрной среде, например с применением гидропоники

Эксперимент удался

Гидропоника (в переводе с греческого «рабочий раствор») — это способ выращивания растений не в почве, а в воде, которая обогащена питательными веществами. Метод существует не один десяток лет, но пензенскими агра­риями почти не применяется. Может быть, напрасно? Вспомните школьные опыты или мини-огородик на бабушкиной кухне, когда в стакан с водой «сажали» лук. Он прекрасно себя чувствовал — и корешки пускал, и зеленел.

А если в стакане не вода, а специальный раствор, содержащий необходимые для роста элементы? Чем он не альтернатива почве, ведь и в ней не всегда есть то, что требуется растению для быстрого хорошего роста.

— Сельское хозяйство — не только работа с землей. В этой отрасли тоже есть новейшие технологии, которые мы и стараемся применить и научить этому подрастающее поколение, — говорит мастер производственного обучения Пензенского многопрофильного колледжа, агроном по образованию Светлана Трифонова. – Эксперименты по беспочвенному выращиванию мы проводим второй год. Пробовали выращивать томаты, огурцы, зеленый лук, а вот теперь и салат. Овощи методом гидропоники растить сложновато, а с зеленью все проще и урожаи богаче. К тому же, проанализировав рынок, мы поняли, что пензенцы зелень на своем столе всегда приветствуют, а вот ее выращиванием занимаются немногие.

Полтора килограмма за 14 дней

Светлана Викторовна показывает нехитрое приспособление — глубокий поддон, накрытый сверху сэндвич-панелью, в которой проделаны небольшие отверстия, а также конденсатор (как в обычном аквариуме). Это установка, собранная руками педагогов и студентов. Рядом еще одна — заводская, которая появилась в лаборатории колледжа благодаря областному минсельхозу. Она, конечно, отличается от самодельной — более удобная, объемная, да и конденсатор более мощный.

Педагог демонстрирует, как работает установка, и рассказывает об особенностях беспочвенного метода выращивания растений. Специальный таймер каждый час на 15 минут запускает конденсатор. Он создает так называемый банный эффект, благодаря которому корневая система получает все необходимое для роста.

Кстати, своеобразная почва в гидропонике все же есть. Это специальный субстрат. Его роль может выполнять керамзит, мох или кокосовое волокно. Основная функция этого субстрата – поддерживать корневую систему, соз­давать растению опору.

Благодаря тому, что растению не нужно тратить энергию на поиск питания, корневая система развивается быстрее, чем в земле, поглощая уже подготовленные элементы, а сэкономленные усилия идут на развитие и рост. Саженцы растут буквально на глазах.

Так, 1,5 кг зеленого лука здесь выращивают из 1 кг обычного лука и собирают за 14 дней. Если бы это росло на грядке, понадобилось бы как минимум в два раза больше времени, а также теплые лучи солнца или отапливаемая теплица.

Конечно, кроме всего прочего, для развития растения нужны комфортные внешние условия – температура и освещение. И если с первым проблем нет (лаборатория достаточно хорошо отапливается), то света растениям все же недостаточно. По словам специалистов, нужны дополнительные лампы, тогда всходы поднимались бы еще быстрее.

Со сбытом проблем нет

Все выращенное в стенах лаборатории, а также на 60 сот­ках земли, принадлежащей колледжу, уходит влет. Часть урожая идет в местную столовую, часть с огромным удовольствием раскупают сотрудники учебного заведения и жители округи. Еще бы, овощи и зелень прямо с грядки, по демократичным ценам. На вырученные деньги закупаются семена и инвентарь.

А Светлана Викторовна вместе со студентами намерена продолжать эксперименты: сгодится ли метод гидропоники для выращивания земляники, например.

Кстати, в колледже разработали обучающую программу для желающих освоить гидропонику. Но пока на курсы никто не записался…

— Заниматься выращиванием лука таким способом очень выгодно, — говорит преподаватель спецдисциплины Ирина Зайцева, которая также разрабатывала для студентов проект по гидропонике. — Чтобы получать урожай, не нужны никакие добавки. Только обогатитель кислорода и вода. Чем больше установок, тем больше и доход. В месяц мы можем получать по два урожая.

Педагоги говорят, что если эксперименты и впредь будут успешными и появится возможность закупить больше установок, они бы с удовольствием продолжили заниматься этой технологией в более серьезных масштабах.

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное