Карпа и сазана ждут за морем

Карпа и сазана ждут за морем

Интерес к пензенской прудовой рыбе со стороны иностранных партнеров заставляет трезво оценить возможности этой отрасли в регионе

«Земляки» писали о недавнем визите в Пензу делегации турецких рыбоводов. Гости интересовались возможностью сотрудничества в сфере производства и продажи прудовой рыбы. Почему турки выбрали нас? Ответ прост: в прошлом году Пензенская область стала второй в ПФО по валовому производству товарной рыбы на искусственных водоемах и динамике роста отрасли в целом.
Однако познакомившись с нашими возможностями, турки сделали неутешительный вывод: несмотря на успехи, технология выращивания рыбы у нас далека от совершенства. Как следствие  — низкая производительность. Зато наш карп, сазан и толстолобик гораздо вкуснее, чем заморские, признали гости и прогнозировали высокий спрос на пензенскую рыбу.

Но скоро ли мы сможем обеспечить экспорт? О перспективах развития рыбоводческой отрасли нашего региона мы по­просили рассказать директора НП «Пензрыбхоз», руководителя крупного рыбоводческого хозяйства ООО СПК «Югра» Ивана Шнайдера.

— Иван Кондратович, увеличение объемов производст­ва товарной рыбы впечатляет: за 10 лет — почти в 20 раз. Как такое стало возможным?
— Действительно, рыбовод­ство с каждым годом набирает темп. В 2014 году валовый урожай рыбы достиг 1973 тонны. Предполагается, что в этом году производство увеличится еще на 100–150 тонн. Впрочем, это далеко не предел. По оценке специалистов, при грамотном использовании водных ресурсов в Пензенской области ежегодно можно выращивать 10 и более тысяч тонн рыбы.

— А что мешает?
— Вот уже много лет средняя урожайность на водоемах области едва превышает 300 килограммов с гектара поверхности. Лишь в редких случаях рыбоводы получают тонну и выше. Между тем в ведущих хозяйствах страны с гектара собирают в 5–7 раз больше. Кстати, примерно такая же высокая урожайность и на турецких водоемах.

Почему на наших прудах такая низкая продуктивность? Ос­новная причина — в плохой подготовленности водоема. У нас нет и никогда не было специализированных прудов для выращивания — с плоским дном, твердым грунтом, пологими берегами и другими атрибутами промышленного водоема. В основном в рыбоводстве используются малопригодные для разведения рыбы мелиоративные или природные пруды, запруженные овраги или балки. Зачастую «выбрать» из них рыбу непросто – в воде остается до четверти «урожая».

— Еще часть улова забирают браконьеры. Долгое время это было настоящим бичом рыбоводов. Сегодня проблема стоит так же остро?
— По нашей оценке, браконье­ры лишают производителей до половины улова.

Приходится признать, рыбоводство остается самым незащищенным видом бизнеса на селе. Для того чтобы зарыбить водоем, требуется вложение немалых средств. При этом предприниматель не имеет практиче­ски никаких гарантий сохранности своего имущества. Любой желающий может свободно и безнаказанно ловить рыбу. Иногда люди не знают, что пруд находится в собственности и является объектом предпринимательства. Но чаще, конечно, знают, но игнорируют этот факт.

Рыбоводы пытаются защитить свое имущество, каждый по-своему. Кто-то увеличивает штат охраны, кто-то ограничивается установкой табличек «Рыбалка запрещена!».
Проблема и в том, что многие водоемы области не содержатся в списке рыбопромысловых участков. Это делает невозможным узаконить деятельность предпринимателей, занимающих­ся рыбовод­ством.

— Как, по-вашему, можно повысить рентабельность рыбоводческого бизнеса?
— Сложность в том, что эта отрасль — сезонная. В отличие от той же Турции у нас водоемы замерзают и, по сути, зимой не работают. А осенью, в преддверии морозов, когда идет массовая реализация рыбы, происходит затоваривание рынка и, как следствие, падение цен.

Выход очевиден: необходимо создавать незамерзаемые во­доемы и «сбрасывать» рыбу на рынок в круглогодичном режиме.

Еще одна проблема — отсут­ствие крупных рыбохранилищ. Увеличение производства обязательно потребует создания логистических центров с наличием вместительных и грамотно оснащенных складов.

Нуждается в корректировке и подход к кормлению рыбы. Неэффективность в этом вопросе также отмечали наши турецкие коллеги. По их оценкам, пензен­ские рыбоводы перекармливают рыбу питательными веще­ствами — дают больше, чем ей необходимо для роста. А это приводит не только к неоправданному удорожанию производства, но и к захламлению водоема.

— А как решаются вопросы реализации?
— Еще несколько лет назад пензенцы предпочитали морскую рыбу. И это сдерживало развитие местного рыбоводст­ва. Ситуация поменялась, и мы видим, как с каждым годом потребность в речной и прудовой рыбе растет. Люди стали понимать разницу между замороженным и свежим продуктом.  

Кстати, практически вся выловленная у нас рыба реализуется в свежем виде. Лишь немногие предприниматели занимаются пе­реработкой. Между тем спрос на деликатесы из пресноводной рыбы также стабильно растет.
— Вот турки как раз и заявили, что готовы не только приобретать у нас рыбу в больших объемах, но и заняться ее переработкой.
— Было бы неплохо. Во-первых, спрос сформирует предложение, а во-вторых, даст толчок к развитию сопутствующих производств. Думаю, такой подход к делу заинтересует многих наших рыбоводов.

— Прежде рыбоводы области получали поддержку из регио­нального бюджета. На что им можно рассчитывать сейчас?
— К сожалению, в этом году средств на поддержку рыбовод­ства в области не преду­смотрено. Однако региональным министер­ством сельского хозяйства будут организованы различные обучающие профильные семинары с участием ведущих специалистов отрасли. В первую очередь это касается проблем круглогодичного производства рыбы.

Если сотрудничество с турками будет продолжено, то ожидается проведение обучающих семинаров с участием и зарубежных специалистов.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное