Посадить именные сады в честь 70-летия Победы предложил губернатор Василий Бочкарев

Посадить именные сады в честь 70-летия Победы предложил губернатор Василий Бочкарев

И его идея нашла отклик в сердцах пензяков

Сад Памяти

Но, наверное, мало кто помнит, что в нашей области уже существовал такой сад. «Пензенская правда» писала об этом в 80-е годы. Тогда в поселок Затон Городищенского района отправились завотделом (впоследствии редактор газеты) Евгений Большаков и фотокорреспондент Олег Санталов — к фронтовику Алексею Илюшину, посадившему сад в честь своих однополчан. Что же необычного было в этом саду?

Вспоминает Олег Санталов:

— Сначала хочу сказать об Алексее Степановиче. Он нас поразил приветливостью, общительностью, гостеприимством. Сначала провел в свой кабинет, заполненный книгами, папками с вырезками, рукописными листами. Все это были материалы о войне. Потом они с Евгением Васильевичем сели на веранде беседовать, а я пошел по саду. Он не был похож на обычный, какие люди сажают для себя. Во-первых, огромный — соток 20–30, огорожен только со стороны улицы. В общем, больше сад походил на общий сельский, хотя ухаживал за ним один человек. Но самое удивительное: на веточках каждого дерева висели бирки с именами и воинскими званиями погибших фронтовых товарищей хозяина. А на одной яблоньке их было две: с мужской и женской фамилиями. Я потом спросил Алексея Степановича об этом, и он ответил: «Ты думаешь, на фронте только воевали? Там жили и любили…».

Таблички Илюшин бережно заворачивал в пленку, так что им не страшны были ни дождь, ни снег, ни ветер. Подобно белым журавликам в небе, они трепетали на ветру…

Свидания под яблонями

Вслед за коллегами через много лет мы отправились в село Затон. Да, зимой. Но рассудили так: надо сегодня рассказать эту историю, чтобы те наши земляки, которые захотят по­следовать примеру ветерана и призыву губернатора, успели подготовиться к весенней посадке деревьев.

Мы знали, что Алексея Степановича Илюшина уже нет в живых — он умер 15 лет назад. Но что стало с садом?

Оказалось, что он находится на улице Садовой, названной так не случайно. В доме Илюшина никто не живет: жена его умерла, трое детей разъехались по разным городам. И сад поредел, но, как и раньше, яблоньки взбегают по пригорку…

Нашим гидом стала Ольга Петрухина, методист местного Дома культуры. Она помнит Алексея Степановича. Он часто приходил в гости к ее деду, тоже ветерану. Они садились на крылечко и вспоминали «об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах».

Вместе с сельской детворой девочка ходила в сад за яблоками и грушами. Никто их оттуда не гонял.

— Каждую осень папа звонил директору детского сада и просил забрать фрукты для ребятишек, раздавал их соседям, друзьям, гостям, – позже рассказала нам по телефону дочь Илюшина Тамара.

А для взрослых сад был местом прогулок.

— Парни назначали там девушкам свидания, — вспоминает местный житель Виктор Дусканов. — И мы с моей женой Розой часто там гуляли.

Виктор хорошо знал ветерана — работал водителем в откормсовхозе «Александровский», который тот возглавлял.

— Хорошо помню его рассказы о войне, о ранении, из-за которого он потерял ногу. Все затонцы вспоминают его добрым словом. А сад без хозяина грустит…

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное