В Литературном музее Пензы работает уникальная выставка иллюстраций к произведениям Лермонтова

В Литературном музее Пензы работает уникальная выставка иллюстраций к произведениям Лермонтова

Печорин и княжна Мэри, Ашик-Кериб и Магуль-Мегери, Нина и Арбенин, купец Калашников и Иван Грозный

Лермонтовские герои, как живые, предстают перед нами в иллюстрациях выпускников, студентов и преподавателей мастерской книги Московского государственного академического художественного института (МГАХИ) им. В.И. Сурикова

От Гоголя до Макиавелли

Выставка под названием «А любовь еще живет и дышит в мире, где давно не дышит он…» проходит сейчас в Объединении государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области в рамках 200-летия со дня рождения великого русского поэта.

Центральную часть экспозиции занимает сюита иллюстраций заслуженного художника России, профессора МГАХИ Юрия Иванова к подарочному изданию прозы Лермонтова, включающему повесть «Княгиня Лиговская» и роман «Герой нашего времени». Сама книга, выставленная в середине зала, является произведением искусства. Она оформлена, как мундир лейбгвардии гусарского полка, в котором тогда служил Лермонтов, украшена замшей, золотым обрезом, шелковой закладкой и, конечно, высокохудожественными иллюстрациями.

Юрий Иванов уже несколько десятилетий работает в книжной графике. Он проиллюстрировал более 300 книг самых разных авторов и жанров — от философии и истории до поэзии и литературоведения. Создал огромную галерею портретов исторических деятелей и литературных персонажей по произведениям Николая Гоголя, Алексея Толстого, Никколо Макиавелли, Дениса Давыдова, Василия и Александра Пушкиных и др.

— У Юрия Валентиновича давняя любовь к Лермонтову, как и ко всему золотому веку русской поэзии, – говорит куратор выставки, главный хранитель фондов Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области Лариса Рассказова.

Два Печориных

Действительно, иллюстрации художника с первого взгляда приковывают к себе интерес зрителя. Хочется рассмотреть внимательнее каждую черточку рисунка – как точно и тонко переданы характеры и эмоции персонажей!

— Сравните портреты Жоржа Печорина из «Княгини Лиговской» и Григория Александровича Печорина из «Героя нашего времени». Первый – лихой беззаботный петербургский офицер-аристократ в развевающейся шинели-крылатке, треуголке с султаном. Жоржик, одним словом. Второй – утомленный жизнью человек с суровым лицом и грустными глазами. Это же абсолютно разные люди!

А взгляните на портрет Максима Максимыча. Он сидит, сгорбившийся, нахохлившийся, как обиженный ребенок, обманутый в лучших ожиданиях. На переднем плане походная сумка – все, что он нажил за долгие годы службы. Ни кола, ни двора, ни семьи. Была одна дружеская стариковская привязанность – Печорин. Но и тот от него отказался. Целая история в одном рисунке.
Иллюстрацию к «Бэле», по словам Ларисы Викторовны, Иванов долго не хотел отдавать в коллекцию музея — уж очень рисунок нравится супруге художника. Бэла здесь в окружении богатых подарков Печорина: шелковые переливающиеся ткани, красивый столик с инкрустацией, расшитые подушки, ковры. Гордая и непреклонная, она не знает, что со всем этим делать.
Рисунок удалось заполучить только спустя год, после долгих уговоров, как раз к юбилею Лермонтова.

Шмуцтитулы (страницы, предваряющие каждую главу книги) Иванов выполнил настоящим гусиным пером, тушью коричневатого оттенка, напоминающей орешковые чернила, которыми пользовались во времена Лермонтова.

Кстати, большую часть иллюст­раций художник передал музею безвозмездно.

Черно-белое

Вторую часть экспозиции помог собрать наш земляк, заслуженный художник России Герман Мазурин, выпускник МГАХИ. В мастерской книги института есть давняя традиция – наиболее выдающиеся курсовые и дипломные работы оставлять в методкабинете. Герман Алексеевич среди огромного количества иллюстраций в течение года отбирал рисунки и гравюры к лермонтовским произведениям. В итоге получилась чудесная яркая палитра из различных техник и манер.

Как хороши иллюстрации к «Ашик-Керибу» народного художника РФ легендарного Бориса Дехтерева (он ушел из жизни в 1993 году), под рукой которого оживали сотни сказочных героев! Автор не просто создает изящные картины карандашом, акварелью или гуашью, он в присущей лишь ему одному манере передает объем при помощи цвета и тени.

Неожиданно прочтение художником Ольгой Панкратовой «Песни про купца Калашникова» — ее гравюры выполнены в жесткой, мужской манере.

— Резкий контраст черного и белого, минимум деталей, — комментирует Лариса Рассказова. — Автор в данном случае не признает полутонов. Пусть Калашников и защищал жену, но он убил человека, значит, виновен однозначно. В расчет не принимаются никакие оправдания. Ты либо убийца, либо защитник, либо тиран, либо справедливый правитель.

Ну и, конечно же, любимое всеми с детства «Бородино». На выставке представлена серия работ художника Евгения Мешкова к знаменитому стихотворению. Как вспоминал сам автор, эти строки поначалу казались не сложными для иллюстрирования. Но затем он понял, что ему не хватает знаний о том времени. Как выглядели мундиры, знамена, вооружение русских и французских полков? Как представить «уланов с пестрыми значками» или «драгунов с конскими хвостами»? Вопросам не было конца, и пришлось Мешкову с головой погрузиться в эпоху Отечественной войны 1812 года, проштудировать горы исторической литературы. В результате художнику удалось удержать в изобразительной форме ритм стихотворения, передать в подробностях картины Бородинской битвы, зачастую представленные у Лермонтова одной строкой.

Устаревающий жанр?

Сегодня, когда многие давно читают романы с экранов компьютеров или в электронных книгах, кажется, что иллюстрация становится устаревающим жанром.

Но ничем нельзя заменить ощущение от работы художника, написанной тушью или акварелью, от фактуры материала, от соотношения картинок с текстом, от макета, формата, типа переплета, в конце концов, от запаха бумаги и полиграфической краски. Именно эта совокупность различных составляющих делает книгу книгой, объектом материальной культуры, а не просто носителем текстовой или графической информации.

Как говорила Алиса из Страны чудес Льюиса Кэрролла, «что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров?».

Выставка «А любовь еще живет и дышит в мире, где давно не дышит он…» продлится до конца декабря, так что у пензенцев еще есть возможность приобщиться к высокому искусству книжной иллюстрации. Литературный музей расположен по адресу: г. Пенза, ул. Кирова, 2. Время работы — с 10.00 до 17.00, выходной — понедельник.

Лариса Рассказова, куратор выставки:
— Юрий Иванов очень хорошо изучил эпоху золотого века русской поэзии, ее персонажи, костюмы, детали быта и интерьера да и собственно сам ее ритм. Он прекрасно знает литературу пушкинской поры, перечитал множество произведений историков, мемуаристов и коллекционеров.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER