Как не выпрыгнуть из себя

Как не выпрыгнуть из себя

Судьба любого художника сложна, а живущего в провинции — особенно. Тем интереснее люди, сумевшие достичь творческих высот — ФОТО

Серебряный свет

Маша Королькова напоминает мне маленького стойкого солдатика. Такая она собранная всегда, готовая… ну не в бой пойти, а оборону держать – точно. И в то же время – открытая, с улыбкой на лице, идущей из сердца. Искренняя и надежная, никогда не подведет, как заверяют подруги.

Она говорит, что у нее было волшебное детство. В меру строгая, сдержанная мама и отец — эмоциональный, очень творческий человек. На прогулках он поднимал с земли веточку, листочек, травинку:

— Маша, посмотри, как красиво!

Мамина сдержанность и папина чувствительность к красоте окружающего мира, может, и сформировали ее эстетическое чувство. Во всяком случае, сегодня это можно увидеть в работах.
Как-то маленькая Маша заболела. Училась тогда во втором классе. Отец принес в больницу альбом японского искусства. И больничный мир для нее исчез, она целыми днями листала и листала эти чудесные страницы.

Уже потом, во взрослой жизни, когда станут модными всякие эзотерические штучки, знакомая как бы шутя посчитает по какой-то таблице, кем Маша была в прошлой жизни. И скажет:

— Жила в Японии, расписывала амулеты.

Не оттуда ли тот волшебный серебристый цвет, которым Мария удивит пензенских коллег, вернувшись домой из Красноярска после окончания художественного института.

Жизнь с ее насущным хлебом

Замуж она вышла до Красноярска — за Глеба, сокурсника по художественному училищу. Вскоре после возвращения в Пензу родила ребенка. Там, в Красноярске, была волшебная жизнь, наполненная творчеством, общением с друзьями. А здесь надо было думать о хлебе насущном. Маша начала работать «на салон», как говорят в ее профессиональной среде, то есть делать работы на продажу. А на этом поприще художника всегда ждет искушение: поставить дело на поток или каждую работу писать, как на выставку.

Когда мы с Машей рассуждали о творчестве, она сказала:

— Художник не может выпрыгнуть из себя.

«О, — подумала я, — еще как может». Ради того, чтобы заработать, чтобы понравиться… Выпрыгнет, а назад в себя запрыгнуть — никак. Собственно, Маша права: тот, кто выпрыгнул, уже не художник.

Творческие рудники

Она, с детства суперответственный человек, поставила перед собой очень высокую планку.

Да еще известная и очень авторитетная пензенская художница Людмила Маневич сказала: мол, хорошо, что ты окончила институт, но настоящим художником станешь лет через десять.

Сейчас Маневич отказывается:

— Да не могла я так сказать! У Маши уже тогда был безупречный вкус, композиторский талант (от слова «композиция». – Авт.) — она могла из одного и того же предмета миллион композиций сотворить. Пластика необычная… А это серебро, которым она владеет безупречно! Ведь серая краска – безликая, а она ее оживляет до серебристого света.

Но Маша настаивает: мол, Люся сказала про десять лет, и хорошо. Потому что это помогло ей, Маше, без малейших заморочек по поводу своей гениальности добывать творческую руду. Она в те годы стеснялась даже сказать: «Я художник». Считала, надо дорасти.

Переход к полету

— Фаина Раневская говорила, что плохо сыграть роль – все равно, что плюнуть в вечность. Та же история с художественными работами, — убеждена Маша.

«Как можно жить с таким уровнем требовательности к себе?», – думаю я. А моя милая собеседница как будто отвечает:

— Те десять лет были для меня трудными. Для каждого цветка я находила сотни композиционных решений. Я сочиняла работы. Я искала собственный стиль, язык. Чтоб не погибнуть как художник. Все это было тяжело. А потом произошел переход к ПОЛЕТУ.

И все стало легко. Ушел страх, что не получится. Она говорила себе: «Я могу это и это, я могу все. Я — художник».

Она создала сотни батиков, выполненных в смешанной (горячей и холодной) технике, пишет живописные работы, занимается графикой, оформлением интерьеров, имеет опыт преподавательской работы в ПГУАС на кафедре «Дизайн»…

Творчество Марии Корольковой узнаваемо, неповторимо. Она — участница всех выставок пензенских женщин-художниц «Ее глазами», других групповых вернисажей.

Скромность, которую она сама называет болезненной, не давала ей решиться на персональную выставку. Но вот и этот «вес взят». В настоящее время в картинной галерее экспонируются 75 работ замечательной художницы.

Идите и смотрите.

Автор: Светлана ФЕВРАЛЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное