В Пензе завершились съемки фильма «Память осени» с Инной Чуриковой

В Пензе завершились съемки фильма «Память осени» с Инной Чуриковой

Также в картине Андрея Соколова зрители увидят Александра Лазарева, Евгению Симонову и Ирину Медведеву — ФОТО и ВИДЕО

В Пензе завершились съемки художественного фильма «Память осени». Режиссер Андрей Соколов вместе с командой столичных кинематографистов трудился над  полнометражной лентой почти два месяца.

В один из последних съемочных дней наш корреспондент побывал на площадке и даже поучаствовал в работе над картиной.

Растревоженный улей

Как известно, съемки фильма проходили в одном из зданий гостиничного комплекса «Октябрьский сад». Двухэтажный особняк, по сути, является главным героем картины. Вокруг него разгорается семейная драма, уложенная сценаристами в один день.

Как и моряки, киношники народ суеверный и последние дни съемок называют «крайними».

— Так принято, — говорит режиссер. — Ведь никто из нас не знает, когда на самом деле завершится работа. Возможно, некоторые сцены придется доснимать позже — на «Мосфильме».

Подробнее поговорить с режиссером не удалось — «крайний» день выдался авральным. Место съемок напоминало растревоженный улей. Как пчелки, туда-сюда сновали осветители, декораторы, костюмеры, актеры, гримеры. Всего над созданием фильма трудится около 40 человек.

Когда жизнь… игра

В одной из комнат раздавалась громогласная ругань. Прислушался. Оказалось, что Инна Чурикова и Александр Лазарев репетировали очередную сцену.

На площадке мне доверили «сверхважное» дело — пару дублей держать на «удочке» над головами артистов увесистую «дубинку» микрофона.

— Главное, чтобы он не попал в кадр, — напутствовал ассистент звукорежиссера. — А то влетит мне…

С задачей я справился, хотя держать «удочку» на весу в течение двух минут (продолжительность дубля) было нелегко. Остается надеяться, что при монтаже в фильм войдут сюжеты, записанные с моей помощью.

Кстати, в фильме будет использована лишь четверть снятого материала, остальное, как говориться, в «корзину».   

Инженер эмоций

Большая часть участников съемочной группы — фрилансеры, то есть люди, работающие по договорам в том или ином проекте. Один из них — художник-постановщик Федор Чернышенко.

— Моя задача — создать атмосферу жилища, — говорит он. — Работу начали еще в августе.

У этого молодого человека огромный опыт. В его портфолио десятки декораций для фильмов, шоу, реклам и музыкальных клипов. Кстати, именно он был одним из авторов образа зимней олимпиады в Сочи.

— Сложно работать над «Памятью осени»?
— Так как все комнаты особняка были однообразны, нам пришлось для каждой создавать интерьер, — рассказывает он. — Причем, согласно сценарному развитию событий.

По его словам, в тех комнатах, где в фильме происходят «жесткие» разговоры героев, цветовая гамма должна быть тревожной, чтобы создавать у зрителя соответствующее настроение.

Большую роль в этом деле играют предметы. Почти все они из краеведческого и литературного музеев, а также музея Мейерхольда. Часть старинного реквизита предоставил один из городских антикварных магазинов.

— Вот, даже ценники есть, — переворачивая статуэтку, говорит Федор.

Оказалось, что с реквизитом могут возникать большие сложности.

— Когда снимали сцену древнего базара в Самарканде, надо было наполнить лавки товаром. Так мы ковры и вазы буквально выпрашивали у местных жителей, оставляя в залог паспорта, билеты на самолет и ценные вещи. К счастью, в Пензе с этим проблем нет, — рассказывал Федор.

Неожиданно мой собеседник перешел на шепот. И вот почему.

Всеслышащее ухо

К звуку на съемках трепетное отношение. Почти у всех на поясах портативные рации, по команде режиссера: «Камера. Мотор. Начали», — броуновское движение прекращается и все замолкают. Причем делают это независимо от удаления от эпицентра съемки.

Микрофон крайне чувствителен, — шепчет Федор. — Даже здесь на втором этаже в закрытой комнате он может уловить наш разговор.

— Неужели нельзя потом заретушировать помехи? — спрашиваю я.

— Можно, но это лишние траты из бюджета фильма, а он, насколько я знаю, и так не очень большой.

— А какой фильм дался вам труднее всего? — возвращаю собеседника к теме.

— «Правосудие волков» Владимира Фатьянова, — отвечает он. — Съемки проходили в семи странах, многие сцены были привязаны к конкретному времени. Пришлось изрядно повозиться с реквизитом и декорациями…

Немало хлопот доставили и съемки «Двух дней» Бондарчука.

— Мы снимали в музее федерального значения, где даже на то, чтобы забить в стену гвоздь, требовалось специальное разрешение, — вспоминает Федор.

По его словам, в Пензе все намного проще. Съемки проходят лишь в нескольких локациях, что само по себе большая редкость, ведь на обычный фильм нужно около 100 различных натурных планов.

— Фасад здания требовал доработки?
— Для соответствующего антуража мы добавили плющ, кое-где перекрасили стены и специальными препаратами искусственно их состарили.

Много неприятностей доставила погода. Накануне выпал снег, который пришлось убирать и засыпать землю привезенными из окрестностей Пензы листьями. В этом группе помогала рота солдат и несколько пожарных машин.

— Поддерживать осенний день в течение двух месяцев не так-то просто, — улыбается Федор.

Тимур и его команда

К разговору подключился осветитель Тимур Кулаев.

— Многие называют нас освЯтителями, — улыбается он. — Хотя частенько это определение нам подходит больше, ведь ночь мы легко можем превратить в день!  

Задача Тимура и его команды сделать так, чтобы на лицах актеров не было теней, а нужные предметы отчетливо виднелись в кадре.

Осветители одни из самых загруженных на площадке работников. Планы съемок постоянно меняются и для каждого нужно определенное освещение. У них самое громоздкое оборудование — многометровые экраны, прожекторы и десятки кабелей.    

— А что проще снимать — полнометражный фильм или сериал?
— Конечно, сериал, — не раздумывая, отвечает Тимур. — Там все поставлено на поток. Соответственно и требования к качеству ниже. Хотя зритель особо и не видит разницы. Куда серьезней отношение к профессионализму при записи реклам или музыкальных клипов. Впрочем, там и деньги совсем другие.

Король порядка

К полудню работа в доме заканчивается, и съемочная процессия переходит на крыльцо. Пока режиссер, оператор, декораторы и осветители готовятся к следующей сцене, а актеры отданы во власть гримеров, соло берет скриптер или помощник режиссера по сценарию.

Задача этого человека следить за тем, чтобы на экране не было ляпов. Работа важная, так как съемки проходят вразброс. Например, в «крайний» день снимались эпизоды из середины будущего фильма.

— В предыдущем кадре у Александра на одну пуговицу расстегнут ворот, — звучит голос скриптера. — Сейчас он наглухо застегнут.

Или:

— В предыдущем дубле трубка телефона снята. Сейчас ее кто-то положил…

Кроме этого нужно следить за нумерацией снятых дублей, «временной» разбивкой сценария и многими другими незаметными на первый взгляд вещами.  

Скачут целый день

Пока на уложенные у крыльца рельсы монтировали внушительную операторскую установку, задаю оператору фильма Даяну Гайткулову пару вопросов.  

— Что труднее снимать — динамичный фильм о войне или семейную драму?
— Все относительно, — отвечает он. — Иной раз на то, чтобы сделать параллельную съемку скачущей галопом по лесу лошади, нужно потратить целый день.

— А чем отличается ваша камера от репортерских?
— Очень высоким качеством изображения. Кроме этого съемка идет на специальных режимах, что обычным камерам недоступно.

Наш разговор прервал властный голос Соколова: «Внимание! Всем на исходную». И снова — несколько дублей. Потом еще, но уже под другим углом. Снова повтор. В общем, работенка еще та…  

Актерская мечта

Актеры в тот день были постоянно заняты. Но в одной из пауз мне удалось побеседовать с Ириной Медведевой, которую все знают, как звезду скетч-шоу «6 кадров». Ирина оказалась очень открытым и раскрепощенным человеком, такой, какой мы знаем ее по экранному образу.
— Ирина, почему вы решили сниматься в фильме?

— Мне очень понравился сценарий, переполненный драматургией человеческих отношений, — ответила она. — Я давно хотела сыграть в такой ленте.

— У вашей героини шикарные светлые волосы. Ваши?
— К сожалению, не мои (смеется). Перевоплотиться из шатенки в блондинку быстро не получилось, и гримеры сделали мне накладные волосы.

— Как складываются взаимоотношения на площадке?
— На съемках царит волшебная атмосфера понимания. Только так можно снять по-настоящему хороший фильм.

— Пенза вам понравилась?
— Я здесь уже второй раз. Скажу честно — в первый приезд на гастроли город не произвел впечатления. Зато теперь удалось ближе познакомиться с ним. Пенза очень интересный город. Хорошие дороги и отсутствие утомительных пробок. После столичной суеты приятно окунуться в неторопливую жизнь. Возможно, вы этого не замечаете, но это так.

— Какие места вы посетили?
— Недавно у нас был выходной. Часть съемочной группы ездила в «Тарханы», а часть, и я в том числе, побывала в монастыре села Сазанье Сердобского района. Я верующий человек и для меня это святое место стало настоящим открытием. Обязательно вернусь сюда еще раз.  

Поразило Ирину и наличие в области большого количества старинных дворянских усадеб. К ним у нее особый профессиональный интерес.  Надоело играть беззаботных героинь, и она не прочь сняться в историческом фильме, основанном на реальных событиях.

— Мне нужен хороший сценарий, — говорит она. — Возможно, скоро такой появится и съемки пройдут в одной из усадеб вашей области.

Пензе — славу Голливуда!       

Работа на площадке завораживает. Наблюдать за игрой актеров и работой режиссера можно бесконечно. Но пора уходить.

— В Пензе наша работа вызывает большой интерес, — говорит на прощание заместитель директора картины Игорь Мельников. — Вот в Суздале или Владимире к съемкам люди относятся спокойно — привыкли.  

— Я понял, что у вас тоже можно снимать интересные кадры, — говорит он. — Уверен, что со временем мои коллеги станут здесь частыми гостями.

Последний съемочный день

12 ноября в полночь была снята финальная сцена фильма «Память осени». Финал семейной мелодрамы оказался прозаичен и завершился «сожжением» двухэтажного особняка. Впрочем, переживать не стоит. Здание уцелело, а его пожар устроили пиротехники.

— Позднее будут добавлены спецэффекты, и экранный пожар будет неотличим от настоящего, — объяснил Андрей Соколов.

Кстати, по его словам первыми готовую ленту увидят пензенские зрители. Это своеобразный подарок режиссера горожанам. Предпремьерный показ картины «Память осени» назначен на весну следующего года.

Автор: канал Андрей Соколов

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER