Садись, Петя, восемь!

Садись, Петя, восемь!

Быть на равных с детьми и в то же время держать дистанцию, как это умеет Андрей Сеитов, дано не каждому учителю

Заслуженный учитель России Андрей Сеитов, определяя место своего предмета в системе образования, повторяет слова лауреата Нобелевской премии Эрнеста Резерфорда: «Вся наука — это или физика, или коллекционирование марок».

А еще Андрей Иванович сам себя называет «чудным учителем». Чудной — значит не такой, как все. Особенности проявляются в подаче материала, проверке пройденного, в оценках.

Методические «фишечки» превращают изучение физики в увлекательный процесс познания мира, открытий и маленьких побед, после которых для старательных учеников открыты двери всех технических вузов России. Про свою работу заслуженный учитель России рассказал читателям «ПП».

Про лицей

– Мне приходилось много ездить по стране. Сравнивая, как «у них» и как «у нас», я убеждался, что в Пензенской области, к сожалению, нет учреждений, которые занимались бы одаренными детьми. Были отдельные примеры, но они не имели ни городского, ни областного масштаба.

Например, в лицее № 230 г. Заречного, где я проработал почти 15 лет, уделяли внимание созданию профильных классов. И учителя, и дети добились отличных результатов, но со временем учебное заведение стало угасать. Я серьезно задумался о том, чтобы уйти из педагогики, и, если бы в 2010 году меня не пригласили работать в Губернский лицей-интернат для одаренных детей, наверное, так и сделал бы.

Тот момент стал как исполнение мечты: я так ратовал за создание площадки, где дети смогут углубленно изучать то, что им нравится!

Здесь изначально собирали педагогов, которые могут и хотят дать ребятам больше, чем предусматривает школьная программа. У администрации лицея четкая установка: если что-то может помочь детям лучше учиться и усваивать материал, то это будет сделано.

Про детей

– И дети тут тоже особенные. У них есть желание учиться, а это, на мой взгляд, не менее важно, чем одаренность. Приведу такой пример: раньше свет в интернате гасили в 10 часов вечера, так многие под одеялом с фонариком читали, потому что не было сил отложить книгу до утра. Пришлось переносить время отбоя, чтобы ребята зрение себе не портили.

Они даже на переменах обсуждают учебный материал, например как решить задачку по физике, и в этот момент учат друг друга. Они общаются, и одни закрепляют тему, а другие лучше понимают ее. Это порой эффективнее, чем любые объяснения преподавателя.

Судьбы учеников сложатся по-разному, но каждый из них умеет ставить перед собой цель, достигать ее и идти дальше. А что учителю может принести большее удовлетворение, чем видеть, как растет с его помощью ученик!

Про нули и восьмерки

– В лицее принята семибалльная система отметок. То есть оценки «6» и «7» – это традиционая «пятерка», «5» и «4» – «четверка», «3–2» – «тройка», «1» – «двойка». Мне этого количества не хватает. Я считаю, что «двойку» надо ставить, когда ученик не справился с заданием. А что ставить, если он вообще не приступал к решению? В этом случае и «двойки» много. Поэтому у меня есть оценка «ноль».

Но в противовес, согласитесь, должна быть и оценка «пять с плюсом», когда ребенок изучил что-то за пределами школьного курса или перевыполнил контрольную работу. Вот на такие случаи у меня есть оценка «восемь». Правда, выставляю я ее не в журнал, а объявляю вслух.

Про страшные истории

– Я люблю рассказывать детям страшные истории. Одна из них относится к тем, кто списывает. Ребенок обычно рисует шпаргалку на левой ладони, чтобы смотреть на нее было удобнее.

– А вы знаете, ребята, – говорю, – чем мозг человека отличается от мозга животных? Правильно, тем, что у первого есть извилины. Они нужны для того, чтобы увеличить площадь поверхности мозга, которая отвечает за мыслительную деятельность. Но есть люди, у которых площадь эта очень маленькая, даже меньше, чем площадь левой ладони. И если Даша (или Паша) принесет мне справку, что у него дело обстоит именно так, то я ему официально разрешу пользоваться ладонью на опросе.

Действует безотказно. За месяц отучаю списывать. И таких «страшилок» у меня много.

Про списывание

– Списывать нельзя, а вот учебными пособиями и справочниками разрешаю пользоваться даже на контрольных. Например, забыл формулу, определение – открой учебник и посмотри. Обычно учителя за это ругают, но я считаю, что это рабочий момент.

Что же касается учебников по физике, то ни один из них меня полностью не устраивает. Информацию ребятам я выдаю в виде конспектов, в сжатом виде, без «воды». Многие продолжают пользоваться ими в вузах. Говорят, очень удобно и дополнительно ничего искать не надо.

Про мультики

– На мой взгляд, опытный учитель отличается от молодого и неопытного тем, что понимает: обучение – процесс обоюдный. Вы не представляете, сколько вопросов по физике, о которых я даже не задумывался, поднимают дети! Еще они помогают воплотить в жизнь идеи, на которые не хватало времени и сил.

Например, я давно думал о том, как представить физические процессы наглядно, образно. Рассказал об этом детям, и те придумали – сделать «пластилиновые» мультфильмы. Сейчас работаем над этим проектом. Думаю, будет интересно и полезно всем.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное