Дрожжевой перебродил: вернет ли предприятие утерянные позиции?

Дрожжевой перебродил: вернет ли предприятие утерянные позиции?

В свое время ОАО «Дрожжевой завод «Пензенский» был одним из флагманов экономики области. Сегодня от былого величия предприятия остались одни воспоминания. Завод оказался практически банкротом, упал на самое дно финансовой пропасти.
О положении дел на предприятии, путях выхода из кризиса — интервью с новым директором Юрием Лыжиным.

— Юрий Васильевич, диагноз, который поставили пациенту — коматозное состояние. А ведь не так давно по историческим меркам завод гремел на всю страну.
— Начну с истории предприятия, которой на самом деле можно гордиться. Дрожжевой завод в Пензе был построен в 1907 году купцом Березиным и является одним из самых старейших в России. Большая модернизация, а фактически строительство нового современного завода мощностью 4200 тонн прессованных дрожжей началось в 1987 году и в 1993-м он был запущен в эксплуатацию.

Спрос на высокоэкологичные, производимые из натурального сырья пензенские дрожжи, за которыми покупатели выстраивались в длиннющие очереди, был огромен, а география поставок — Нижегородская, Волгоградская, Саратовская области, Мордовия и другие регионы страны.

С началом рыночных реформ на российский рынок потоком хлынул широкий ассортимент дешевых сухих импортных дрожжей с более высокой подъемной силой, минимальным расходом на 1 кг муки. Естественно, они заполнили прилавки всех торговых сетей, в которых пензенские дрожжи сегодня не найдешь днем с огнем.

В начале 2000-х годов на заводе была затеяна небольшая модернизация. Производство дрожжей выросло почти до 9 тысяч тонн. Но, к большому сожалению, внедряемая тогда технология, уже морально устарела. Завод опоздал с перевооружением, как минимум на 10 лет.

Тогда прозвенел первый не просто звонок, а колокол, который возвестил о том, что необходимо срочно предпринимать кардинальные меры.  Но ничего сделано не было.

— И что в результате?
— Впервые в новейшей истории завода пошли убытки. В 2007 – 2008-м годах — почти по 4 млн. рублей, в 2009-м — почти 12 млн. рублей. В 201 году — 16 млн. рублей. На сегодняшний день общие долги завода достигли колоссальной суммы — 33 млн. рублей.

— Бизнес по определению не может работать убыточно. Это нонсенс. ОАО — не благотворительная или бюджетная организация, она должна приносить прибыль своим акционерам. Как подобное допустили?
— Потому что прежнее руководство завода не занималось экономикой, менеджмент работал не эффективно, ценовая политика велась спонтанно, конъюнктура рынка не изучалась (мы до сих пор не знаем какова потребность хлебопекарных и кондитерских предприятий области в дрожжах), дорогостоящие энергоресурсы расходовались расточительно и т.д. и т.п.

— А если конкретно?
— Пожалуйста. Себестоимость производства 1 кг дрожжей составляет 23 рубля. А реализовывались они по 18 — 19 рублей. То есть, на каждом килограмме дрожжей завод имел 5 — 6 рублей убытков. А если приплюсовать транспортные расходы (напомню, что наши дрожжи расходятся преимущественно в других регионах) и того больше.

И отпускные цены, несмотря на рост тарифов на энергоресурсы, которые ежегодно стремятся все к новым космическим высотам, инфляцию и т.д. годами стояли как замороженные.

О какой экономике, финансовом благополучии, а тем более проведении коренной реконструкции и модернизации в таких условиях можно говорить? Вопрос, думается, риторический.

— Какие меры намечается предпринять, чтобы вытащить завод из финансовой пропасти?
— Правительство области приобрело 100 процентов акций завода и он является его собственностью. Губернатор и правительство кровно заинтересованы в том, чтобы оздоровить предприятие.

Сегодня в области организован агрохолдинг, в состав которого войдет завод. Чтобы сократить транспортные расходы принято решение на порядок сократить вывоз дрожжей за пределы области, а также повысить отпускные цены на них. Представители местной хлебопекарной промышленности, которые делают ставку на производство продукции из экологически чистых натуральных дрожжей отнеслись к этому с пониманием.

Сегодня делается все для того, чтобы всячески экономить дорогостоящие энергоресурсы, сократить непроизводительные потери. Это тактические меры. В стратегическом плане необходимо привлекать инвесторов и, не останавливая производство прессованных дрожжей (уйти с рынка легко, вернуться потом — сложно либо вообще невозможно, конкуренты не дремлют) провести кардинальную широкомасштабную реконструкцию и модернизацию, т.е. фактически построить еще один завод, который бы параллельно производил сухие дрожжи самой широкой линейки.

Есть и другой вариант, который пока не рассматривается, но я не исключаю. Диверсификация производства. То есть, перепрофилировать завод, освоить и перейти на выпуск новых видов продукции.

Думаю и надеюсь, что при помощи губернатора, Мингосимущества выход из тупика будет найден и завод начнет работать эффективно, рентабельно, прибыльно, вернет утерянные позиции. Как говорится, дорогу осилит идущий.

— Спасибо. Будем надеяться, что все так и будет.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное