Богом хранимое место

Богом хранимое место

Казанский храм в Кузнецке — одна из двух церквей в нашей области (еще Митрофаньевская церковь в Пензе), которая избежала закрытия в годы советской власти и действует до сих пор

Четверть века храм был единственным на территории Кузнецкого района. Сюда приезжали жители не только Сурского края, но и соседних регионов. Возможно ли это объяснить как-то иначе, кроме как вмешательством высших сил?

Отстояли...

Настоятель храма протоиерей Сергий Сидоров задумчиво качает головой.

— Для всех храмов то время было непростым, а здесь вдруг — исключение, — говорит он. — Есть несколько причин. Он расположен очень удачно: его не видно ни с трассы, ни с железной дороги – как будто закрыт от посторонних глаз. Например, церковь в Евлашево взорвали, потому что по этой дороге должен был ехать на родину секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов.
Сложнее всего, наверное, церквям было уцелеть в 30-е годы прошлого века, но даже в 70–80-е на храм продолжались нападки. Было несколько попыток закрыть храм, признать здание аварийным… Но по какой-то причине люди, ответственные за это решение, отказывались подписывать документы. Конечно, со зданием все было в порядке, но тогда это был не очень весомый аргумент. Словом, церковь отстояли.

Случайность или закономерность?

В 1985 году на территории храма началось строительство большого административного здания.

— Это тоже чудо, — добавляет отец Сергий. — Ведь в то время храмам не разрешали даже перекрывать протекающие крыши, а здесь позволили возвести настоящий барский особняк.
Мы продолжаем говорить о чудесах. Батюшка уверен, что такие события происходят в жизни тогда, когда люди к этому готовы, когда полностью полагаются на Божий промысел и верят в то, что все будет хорошо.

— Когда речь заходит о чудесах, многие представляют это так: на их глазах из пустой шляпы кто-то вытащит большого кролика с бантиком на шее, — считает отец Сергий. — Но это очень приземленный, неглубокий подход. Ведь если задуматься, чудом можно назвать даже то, что мы живы и здоровы, что без приключений добрались до дома после дальнего путешествия. За это нужно никогда не забывать благодарить Бога.

Батюшка вспоминает, как прошлой зимой ехал по делам на такси. Машину занесло, начало кружить – она должна была перевернуться… Оба — водитель и пассажир — уже мысленно попрощались с жизнью. Но автомобиль внезапно остановился.

— Иногда в жизни происходят события, которые мы называем случайностью, — продолжает батюшка. — Но это не так: о нас заботятся, нас ведут… Просто мы не хотим этого замечать.

Отец Сергий рассказал мне притчу о художнике, к которому пришел обыватель. С восхищением ходил тот вокруг большого полотна и не мог удержаться от комментариев – мол, какой талант!
— Да нет никакого таланта! — усмехнулся мастер. — Я смешал в ведре несколько красок, плеснул на холст – и вышла картина.
— Что за ерунда! — разозлился посетитель.
— Не верите? — поднял бровь художник. — А как же вы верите в то, что этот совершенный, сложный мир произошел «просто так», сам по себе — и что к этому не приложил руку никакой художник?

Как ковчег

Сейчас в Кузнецке действует шесть храмов, но к Казанскому не зарастает народная тропа. Служители церкви говорят, что это «генетическая память». Ведь в советские годы храм был как ковчег, который в бушующем море жизни сохранил и иконы, и утварь большинства закрывшихся приходов района и даже области. Кроме того, здесь не прерывались богослужения, совершались таинства – многие взрослые кузнечане крестились и венчались именно здесь.

В конце 80-х годов настоятелем храма был нынешний управляющий делами Московской патриархии, митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий. Для него Казанский собор был первым местом службы, куда он пришел после учебы в духовной академии.

— Митрополит до сих пор вспоминает о нашем храме с особой теплотой и любовью, — говорит отец Сергий. — Благодаря его помощи нам был передан мощевик с частицами мощей святителя Николая Чудотворца.

Это произошло два года назад. Святыня была передана прямо из итальянского города Бари, где находятся мощи покровителя путешественников и заключенных.

По средам в храме обычно читается акафист Николаю Чудотворцу, а позже прихожане могут приложиться к святыне… В этот день с самого утра люди начинают звонить в храм: «Не отменят ли акафист? Душа его просит...».

Достучаться до сердца

А еще в храм люди приходят во время трудностей — запутавшиеся, отчаявшиеся.

— Некоторые месяцами и годами живут какой-то болью, ищут выход, но не находят, — говорит отец Сергий. — Тогда в них все больше растет агрессия, всех вокруг они винят в своих бедах. А я пытаюсь достучаться до их сердец такими словами: «Господь ничего не дает просто так, и если все это сейчас происходит – значит в этом есть какой-то важный урок, необходимый душе».

Может быть, он в том, чтобы стать настоящим верующим: приходить в храм не для того, чтобы просить Христа о помощи, а для того, чтобы благодарить его и помогать другим — тем, кто нуждается больше.

Автор: Ирина БАЛАШОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER