Пензенские архитекторы спасают Мамаев курган, который нуждается в реконструкции

Пензенские архитекторы спасают Мамаев курган, который нуждается в реконструкции

Подготовка проекта реставрации более 20 объектов Мамаева кургана поручена мастерской Л.М. Ходоса

15 октября 1967 года был зажжен Вечный огонь в зале Воинской славы на Мамаевом кургане. С тех пор он не гас ни на минуту. Но вскоре пламя потухнет почти на год. Зал Воинской славы и другие объекты мемориального комплекса ожидает, пожалуй, самая масштабная реконструкция за все время его существования.

Важная миссия — подготовка проекта реставрации более двадцати объектов Мамаева кургана — поручена пензенской архитектурной мастерской Л.М. Ходоса.

Неопровержимый аргумент

— В начале года был объявлен конкурс на право проектирования. Представив документы, мы выиграли его. И уже полгода живем на два города. Сотрудники мастерской каждую неделю ездят в Волгоград, обсуждают с подрядчиком готовые эскизы, утверждают материалы, — рассказывает генеральный директор компании архитектор Лев Ходос.
Но кроме представленных документов имелся у мастерской и еще один весомый аргумент: хорошая репутация.

Сложилась она не сиюминутно. В Пензе нет человека, который не знаком с плодами труда мастерской. Это органично вписавшийся в застройку старого центра Пензы дом на Московской, 1. По проекту мастерской Льва Ходоса отреставрированы торговые центры «Империя» и ЦУМ, здание Ленинского районного суда.

Но самую большую работу по созданию проектов реставрации коллективу довелось проделать к 350-летию Пензы. Это дом, в котором останавливался Лермонтов, Губернаторский дом, дом Мейерхольда, Литературный музей, художественное училище им. Савицкого, дом Бадигина. Все это яркие образцы бережного отношения к истории.

Прикоснуться к святыне

Что и говорить, такой послужной список не оставляет сомнений в мастерстве пензенских архитекторов. Заказы в мастерскую по­ступают и из других регионов.

Проект реставрации Мамаева кургана среди них все же стоит особняком. У любого жителя России, да, пожалуй, и иностранца, тоже захватывает дух, когда он впервые видит этот монументальный комплекс в Волгограде. Впечатление от невероятного сочетания мощи, славы, скорби и горя проникает в сознание и остается там навсегда. А тут реставрация всей этой святыни!

— Нормальная работа! – по-деловому говорят сотрудники мастерской, но по глазам видно, насколько велик груз ответственности и как им хочется, чтобы все получилось так, как задумано.
— Прикоснуться к святыне… Такой случай выпадает, может быть, раз в жизни, — уверен Лев Ходос.

Площадь Героев

До конца года специалистам мастерской предстоит спроектировать, сохраняя абсолютную историческую достоверность, обновленный вид более двадцати объектов самого Мамаева кургана, а также музея-панорамы «Сталинградская битва».

Первые в очереди на реставрацию — зал Воинской славы и бассейн на площади Героев. Они должны предстать в обновленном виде уже к 9 мая 2015 года.

Что касается бассейна, выяснилось, что его конструкция имеет много дефектов, основной из которых – сильная утечка воды. Из-за нее памятники постоянно подтапливаются и разрушаются.

Чтобы не допустить дальнейшего негативного воздействия воды, работы там начинаются в первую очередь. Будут реконструированы не только чаша бассейна (ее углубят), но и гранитный парапет по периметру.

«Укол» для мозаики

Особое внимание проектировщиков и строителей приковано к залу Воинской славы.

Сотрудники мастерской рассказали, что изначально крыша пантеона была покрыта кровлей из меди (очень стойкий материал, не требующий дополнительной обработки). Однако из-за допущенных при монтаже ошибок покрытие стало протекать, что привело к частичной деформации настенной мозаики. Полотно начало отслаиваться от стены.

— Первоначально мы планировали полную замену мозаики, по­крывающей стены зала Воинской славы, — объясняет начальник отдела Андрей Веретехин, – но потом пришли к другому решению. Все дело в том, что знамена с именами героев собраны не из стеклянных элементов, а из кусочков смальты. Полный разбор этих частей, изготовление новых и набор полотна по затратам сравнятся, пожалуй, с восстановлением Янтарной комнаты. И времени только эта работа займет не менее года.
В итоге решено обновить янтарный стеклянный фон, а отставшие от стен части мозаики закрепить методом инъецирования. То есть клеящий раствор будет закачан через небольшие технические отверстия в образовавшиеся полости. Своеобразный заживляющий укол.

Капитальному ремонту подлежит и брекчия — покрытие из колотых гранитных плиток, соседствующих с полированными гранитными блоками на полу. Они покрылись трещинами и стали отслаиваться.

А вот центр мозаичной композиции — рука с факелом — сохранился хорошо. Этот фрагмент предстоит только очистить с использованием специальных мягких моющих средств.

Запас прочности исчерпан

Одним из самых сложных не только в плане реставрации, но и в составлении проекта станет монумент Родина-мать.

— Он построен по тому же прин­ципу, что Останкинская башня, — объясняет Лев Максович. — Статую изнутри удерживают металлические натяжные канаты. Ни разу за почти сорокалетнюю историю памятника они не заменялись. За время эксплуатации запас прочности исчерпан. Так что предстоит их замена.

Специалисты мастерской исследовали и внешний вид главного монумента Мамаева кургана. Сейчас активно обсуждается, какой материал выбрать для реставрации покрытия. Такой, чтобы он как можно меньше реагировал на воздействие ветра и температуры.

Автор в тени

Мастерская Льва Ходоса на всем протяжении реставрационных работ будет осуществлять авторский надзор за деятельностью саратовской строительной фирмы «КВС-строй».
Лично мне показалось немного обидным, что название этой компании у всех на слуху, а авторы проекта, по которому они, собственно, и работают, остаются в тени.

Между тем у Льва Ходоса отношение к этому философское:

— Главное, чтобы люди знали имя Евгения Вучетича — скульп­тора, создавшего мемориал. Мы горды уже тем, что такое большое дело доверено нам.

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное