Пензенская «Яксарочка» — наш ответ знаменитым «Бурановским бабушкам»

Пензенская «Яксарочка» — наш ответ знаменитым «Бурановским бабушкам»

Село Старая Яксарка Шемышейского района славится своим фольклорным этнографическим ансамблем

— Наши бабушки создали коллектив в 1945 году, — рассказывает руководитель ансамбля, директор сельского БДЦ Ольга Зоткина. — Мужчины были на фронте, а женщины собирались по вечерам после работы и пели, чтобы как-то скрасить тяжелую жизнь. На годовщину Победы дали первый концерт. В советское время они объездили всю область, были в Москве и Клайпеде. И нас научили петь так, как пели наши предки: в своей особой неповторимой манере.

Цветистое многоголосье пения яксарских женщин отметили и ученые-этнографы Мордовского университета. В Саранске, куда те часто приезжают на фестиваль древней мордовской песни «Торама», такой культуры пения не сохранилось.

Без «Яксарочки» не обходится ни один праздник в селе и районе, знаменит ансамбль и за пределами области. Он неоднократный победитель разных фестивалей. Традиции своего пения взрослое поколение ансамбля передает младшему. При БДЦ создана дет­ская фольклорная группа «Лейне», куда охотно идут ребятишки.

Знамениты мордовские певуньи и своими уникальными костюмами. Ни один наряд не повторяет другой (хотя в ансамбле поют десять женщин), каждый отличается своим неповторимым рисунком. Мастерицы шили их, вспоминая рассказы бабушек, украшали вышивками, которые передаются в семьях из поколения в поколение. В мордовских селах девушки с семи лет готовили себе приданое, придумывая оригинальные вышивки. В результате по костюмам барышень можно было узнать родословную семьи, каким ремеслом занимаются ее члены, даже раскрыть некоторые ее секреты.

Разнообразием отличаются и украшения, которые надевают яксарские артистки. У кого-то это панга (мордовский кокошник), у кого-то сюльгам (оберег), а кому-то по душе бусы в десять рядов или монисто. Кстати, в старину богатые дамы надевали в празд­ник столько украшений, что они достигали порой веса в восемь килограммов!

— Наши костюмы отличаются и по своему предназначению, и по социальной принадлежности, — рассказывает Ольга Викторовна. — Мы демонст­рируем наряды богатой женщины, невесты, свекрови, у которой как у главы семьи всегда на поясе висит кошелек. Но все они очень яркие, так что, когда ансамбль выходит на сцену, нас сравнивают с разноцветными пасхальными яйцами.

В концертных номерах певицы используют и другие этнографические изыски. При БДЦ существует свой музей, где бережно хранятся старинные вещи. Чего там только нет – холсты ручной работы, вышитые полотенца, подзорники, утюги и замки! Такие предметы, как прялки, веретена, стиральные доски, бубны, колотушки, участницы ансамбля берут с собой на сцену. Ведь они не просто поют песни, а устраивают небольшие представления из народной жизни, разыгрывая сватовство, свадьбу, проводы в армию или похороны, которые по мордовским обычаям сопровождаются песнями-плачами.

Молодежь села, бывая на концертах «Якса­рочки», стала потихоньку возрождать народные традиции. Некоторые свадьбы уже проходят с элементами мордовских обрядов, а невесты наряжаются в национальные костюмы.

— Это нас очень радует, — говорят участницы ансамбля. — Ведь утерять национальную самобытность легко, а восстановить очень сложно.



Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER