Его рукой водил ангел

Его рукой водил ангел

Сидоренко из тех людей, о которых говорят: «Талант написан на нем». Он человек-магнит, с которым хочется дружить, общаться, философствовать и просто хулиганить...

Главный разговор
Однажды Сидоренко «взорвал» город Пензу. Было это в 1975 году. В тот период литератор победил в нем (на время!) художника и он на одном дыхании написал пьесу «Главный разговор — завтра».
Художественный совет театра не хотел ее принимать к постановке по идеологическим соображения (что-то там было не так, как партия велела). Ситуацию спасла Людмила Лозицкая. Она тогда со сломанной ногой дома сидела и ее, что называется, не ждали. Уже собирались голосовать, как вдруг явилась прима. И сказала: «В этой пьесе — правда. Каждый посмотрите мне в глаза и скажите, если это не так». Все проголосовали «за».
В «Главном разговоре...» действительно была правда о жизни и взаимоотношениях людей, она рвалась из сердца общества и разрушала рамки идеологические, духовные, в которые так долго была заключена. И вот один человек, а именно Виктор Сидоренко, не побоялся, взял и выпустил ее.
И то был свежий ветер для Пензы. Пересказывать пьесу смысла нет, но по духу она была сродни сценарию фильма «Доживем до понедельника». Во время премьеры спектакля, отзываясь на реплики героев и сам смысл происходящего, зрители несколько раз вставали и аплодировали.

Семь ран Богородицы
Изобразительное искусство и литература — две путеводные звезды Виктора, и в этом, возможно, тайна силы и красоты его одаренности. Изобразительное искусство дает выразительность, объемность и подробность литературным произведениям. А литература — глубину и свет художественным работам. И, наверное, надо сюда добавить ощущение Бога, с которым он всегда живет.
— В Советское время многие были антихристами… — задумчиво говорит Виктор Александрович. — Не разбойниками, конечно, но без Бога в сердце. Стыдно вспоминать: я не раз из какого-то мальчишеского нахальства высмеивал идею о том, что там, на небесах, кто-то есть.
После окончания школы он поступил в Пензенское художественное училище. Домой, в родной Сердобск, вернулся через год: пришла повестка в армию, оставалось погулять всего пару недель. Как-то утром в доме Сидоренко скрипнула входная дверь и на пороге возник статный священник.
— Я отец Иоанн, — пробасил он. — Пришел по рекомендации вашего школьного учителя рисования. Сможете подновить икону?
Батюшка принес икону Семистрельной Божьей Матери. Объяснил, что, когда Иисуса Христа вели на Голгофу, он семь раз споткнулся под тяжестью креста.
— Для его матери каждое такое падение было подобно ножевой ране, — священник указал на семь небольших кинжальчиков, направленных в сердце Богородицы. — Потому и Семистрельная...

Это я, Господи
После ухода священника Виктор внимательно осмотрел икону и понял, что вылечить ее не сможет: здесь нужен был реставратор, а не просто художник. Но образ завораживал.
— Икона была необычная, — вспоминает Виктор Александрович. — Лики святых обычно мало напоминают людей: длинный тонкий нос без пазух, впалые щеки, суровые губы… А здесь Богородица была, как живая: красивая, завораживающая женщина. С глубоким и мудрым взглядом.
Юный художник решил выполнить копию. Работал вдохновенно, забывая о времени. Как-то ночью проснулся и увидел посреди комнаты мать. Она стояла на коленях перед незаконченной копией и крестилась. Наутро сказала сыну:
— Видно, твоей рукой водит ангел.
Пришел отец Иоанн, долго рассматривал работу:
— Неплохая копия… — произнес, наконец. — Мы ее возьмем.
За работу, кстати, заплатил по тем временам немалые деньги.
Прошло полгода. Виктор служил на Дальнем Востоке. И как-то получил от матери письмо. Она сообщала, что написанную его рукой икону повесили на самом видном месте в храме Михаила Архангела. Мгновенно прокатился слух: икона обновилась, и со всей области к ней потянулись люди.
Вернувшись из армии, Виктор продолжил учебу. Летом приехал с друзьями на пленер в родной Сердобск. Как-то рассказал им, что написал одну из икон в центральном храме.
— Да ладно, — не поверили друзья. — Пойдем, посмотрим.
Смеясь, они вошли в церковь и замерли, пораженные: очередь к Семистрельной иконе была огромной — больше 100 человек. Около лика стоял суровый служка и протирал стекло белоснежным полотенцем.
Не сговариваясь, ребята попятились к двери. На улице один из них — Игорь Сидельников (сейчас народный художник Мордовии — авт.) — выдохнул, обращаясь к Вите: «Да, брат… наши работы вряд ли когда целовать будут, а твою, видишь...»
— После того дня в душе моей что-то перевернулось, — признается Виктор Александрович. — Я всем своим существом потянулся к Богу. И стал молиться: не заученными словами, а теми, что шли из сердца. И до сих пор каждое утро начинаю с обращения к Господу.
… Семистрельную же икону в конце 80-х из сердобского храма похитили и, по слухам, переправили за границу.

С любовью в сердце
Виктор Александрович говорит, что человек он счастливый и богатый. С супругой Маргаритой 47 лет вместе. Вырастили сына и дочь, теперь в семье три внука и внучка.
Но есть у него еще два детища — творческих. Он много лет преподавал в детской художественной школе № 1, с любовью пестовал таланты, выращивал творческие крылышки мальчишкам и девчонкам. А педагог Сидоренко от Бога — со своей мягкостью, с интересом к особенностям человека, с умением душевно обогреть каждого и научить оставаться самим собой. Среди его учеников много талантливых, самобытных художников. Достаточно назвать Наталью Сюзеву, Виктора Норкина.
А литературное детище — журнал «Сура», который востребовал все таланты Виктора, все, а значит, дал ему возможность самой полной реализации. А «Сура» при Сидоренко превратилась из журнала советско-провинциального образца в издание европейского уровня.
Сидоренко публиковал свои рассказы, повести, создал цикл публицистических материалов о художниках и писателях, делал много иллюстраций и неустанно искал, притягивал, как магнит, талантливых авторов, не уставал работать с их рукописями, и, конечно же, обогревал своим вниманием, помогал развиваться и расти. Вот только некоторые имена: Владимир Давыдов, Ефим Сорокин, Сергей Гуляевский, Николай Буянов.
… Он начинает рассказывать о своей последней пьесе «День победы перед концом света». Увлекается, горячится, машет руками:
— Она о моральной битве одинокой женщины за свою правду, свое видение мира, его понимание — с бездушными, жесткими, мертвыми людьми. Кажется, это очень важно. Меня эта тема греет...


Кстати
Подарком к юбилею Виктора Сидоренко стал диплом лауреата 16 Международного фестиваля искусств «Кленовые листья». Кстати, Сидоренко оказался единственным награжденным участником от России.

Из досье юбиляра

Виктор Александрович Сидоренко родился 2 февраля 1936 года в г. Бердичеве Винницкой области. В годы Великой Отечественной войны семья переехала в Сердобск Пензенской области.
Служил в армии, окончил Пензенское художественное училище. Работал главным художником города Пензы, области.
В 1965 году поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии. Получил квалификацию драматурга.
В 1976 году стал Лауреатом всесоюзного конкурса с пьесой «Главный разговор — завтра».
Писал пьесы для Пензенского кукольного театра.
Изданы его книги: «Теремок сказок», «Судный день», «Ветви столетнего дерева», «Однажды жили мы», «Паола».
В 1992 — 2003 гг. — главный редактор литературного журнала «Сура».
На протяжении всей жизни сотрудничает с пензенскими и центральными газетами и журналами.

Автор: Светлана ФЕВРАЛЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное