Бог в душе — это совесть

Бог в душе — это совесть

Многосторонний, увлекающийся человек, он всю жизнь хранит верность жене и… художественному училищу, которое считает храмом искусства

Недавно в Пензенском художественном училище отметили  170-летие его основателя, великого русского художника-передвижника Константина Аполлоновича Савицкого.
И вслед за этим еще один юбилей — 70-летие заслуженного работника культуры Россий­ской Федерации, ныне рядового педагога училища, а по сути еще одного его ангела-хранителя — Анатолия Николаевича Косырева.
Мы встретились с Анатолием Николаевичем, и вот что он рассказал о себе.

Лаокоон благословил

— В нашей семье не было художников. Правда, мой прапрапра­прадед был краснодеревщиком и при Николае I восстанавливал после пожара Эрмитаж.

Я родился в Куйбышеве, в юности увлекался электроникой. После школы работал на заводе, учился в институте связи. Друг однажды пригласил меня в кружок изобразительного искусства. Руководитель, дядя Саша Плетнев, спросил: «Что ты хотел бы нарисовать?». Я показал на скульптуру Лаокоона. «Рисуй!».

Потом посмотрел мой рисунок и говорит: «Завтра пойдешь с нами на этюды!». Дал мне краски, этюдник. И меня так затянуло!

Тогда у меня появилось ощущение, что я не могу жить без наслаждения, которое доставляет живопись. Бросил институт, уволился с завода. Приехал поступать в Пензенское художественное училище – вижу дворец! Как раз была защита дипломов, защищались Жаков, Сидельников.

Смотрю и думаю: «Чего я сюда приехал?! Тут же гении, небожители. Кто меня возьмет?!». Решил домой возвращаться. Но ко мне подошли старшекурсники, по­обещали помочь, позаниматься. Так я поступил.

Как спасли галерею

— Тогда общежитие было в здании училища. Ложишься ночью спать и думаешь: «А ведь здесь жил Савицкий! Здесь ходил Горюшкин-Сорокопудов, был Петров!».
Мы понимали: если удостоены чести учиться здесь, не должны быть хуже предыдущих поколений!

В 1968 году (я тогда был на четвертом курсе) в училище случилась беда. Мы возвращались с последнего сеанса из кинотеатра «Родина». Смотрю: в актовом зале в окнах мерцание, струйки белого дыма из-под крыши. Побежал по коридору, кричу: «Пожар!». Когда мы открыли дверь в актовый зал, в центре потолка было отверстие диаметром в метр и начинали гореть кресла.

Я под свою ответственность вскрыл печати картинной галереи (она тоже находилась в здании училища. – авт.). Поставил у входа дежурного. Когда мы с товарищами вбежали в зал, там уже практически выгорел потолок. Огонь подходил к работам, висевшим наверху. Мы снимали картины, скульптуры и переносили их в безопасное место. Успели!  Иначе все сгорело бы. Пожарные приехали только через 25 минут.

Выбрал Пензу

— Я окончил училище с одной четверкой – по литературе, по остальным предметам – пятерки. А через год поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной.

Мухинское училище тоже окончил с отличием, при распределении шел первым номером. Мне предлагали на выбор: возглавить архитектурную мастерскую или группу дизайнеров на ленин­градских судоверфях, где открывалось направление по созданию круизных лайнеров. А еще приглашали главным художником в Новороссийск. Я выбрал Пензу.

Это судьба!

— В 1996 году у директора Пензенского художественного училища Виктора Михайловича Трушина случился инсульт. А через год мы готовились отмечать  100-летие училища. Кто-то должен был взвалить на себя огромную работу по подготовке и проведению юбилея. Выбор пал на меня.

Конечно, я отказывался. А директор картинной галереи Валерий Сазонов говорит:

— Тебе сам Бог велит стать директором училища. Савицкий родился в июне 1844 года, ты родился в июне 1944 года. Тебя приглашают в училище в 96-м, а ровно 100 лет назад, в 1896-м, пригласили на эту должность Савицкого. Это судьба! Ты не имеешь права отказаться!

И я согласился. И был директором до тех пор, пока мы (группа пензенских художников. — Авт.) не выиграли конкурс на оформление нового здания театра.

Грандиозный проект

— У нас в семье было так заведено: общественная работа, которая приносит всем пользу, – это главное. Родители говорили: главное – жить с Богом в душе, честно исполнять свои обязанности.

Когда после пожара 2008 года начинали сооружение нового здания театра, был объявлен открытый конкурс на разработку его архитектурного облика. Подали более 10 проектов. Наш победил.

Я был руководителем группы художников, автором эскизов, сам занимался росписями. При минусовой температуре, под калориферами, на высоте 12 метров мы выписывали орнамент плафона большого зала. Один бок замерзал, другой горел… Писали панно в центральном холле, делали мозаики. Последние две недели спали по три-четыре часа в сутки.

Любовь всей жизни

— Я прерывал педагогическую работу только тогда, когда уезжал из Пензы. Очень хочу, чтоб училище всегда оставалось тем, чем оно было изначально. Важно сохранять это божественное, храмовое ощущение, которое возникает у всех, кто пребывает в нем.

Как хочется, чтобы не прерывалась цепочка самоотверженных, влюбленных в училище педагогов! Чтобы студенты даже в самые трудные минуты не забывали: главное – это любовь к прекрасному, святое отношение к искусству.

Константин Савицкий, отказавшись от всех благ, приехал сюда и поднял уровень образования в этом учебном заведении на высочайший уровень.

Мне кажется, что его подвиг был вызван поступком Николая Селиверстова. Нет в истории России подобного явления, чтобы бывший губернатор, давно уехавший, вдруг подарил городу такой храм! К этому нельзя остаться равнодушным. Если здесь начинаешь халтурить, чувствуешь себя предателем.

Автор: Светлана СТАРОСТИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное