Клубни по интересам

Клубни по интересам

Почему пензенские магазины закупают картофель в других регионах и странах?

Виды на урожай
Традиционно на майские праздники пензяки сажают картошку.  Те, у кого есть земельные участки и силы их обрабатывать, дружно берутся за лопаты.
А как иначе? Осенью в магазинах второй хлеб дешев, зато потом цена на него кусается. В апреле у местных сетевиков стоимость килограмма доходила до 35 рублей. Причем везли дорогой товар из Египта, словно какую-нибудь экзотику. Неужто в Пензенской области своей картошки нет?

Да есть, конечно! Так, в этом году картофелеводы планируют собрать почти 85 тысяч тонн — вдвое больше, чем в прошлом.
Однако, по данным статистики, вся Пензенская область потребляет за год 150 тысяч тонн. Значит, половину этого количества, по логике, должны вырастить на огородах частники.
Но мы живем в эпоху урбанизации: население потихоньку перебирается из сел в города. Дачи есть не у всех, поэтому многие надеются на магазины.

Помоют за нас
Местные овощеводы постоянно жалуются на то, что пробиться в торговые сети нереально. И вот в одном из супермаркетов, имеющем филиалы по всей области, этой зимой появилась картошка из Богословки. Два вида: обыкновенная и (о, чудо!) мытая и расфасованная в сетки. Хочешь сэкономить — бери простую за
22 рубля, лень мыть самому — плати 27. Между тем рыночная цена на местный картофель в Пензе 30 рублей за килограмм. Неужели и до нас дошла цивилизация?

Оказалось, в сети «пробрался» пензенский овощевод Олег Мурзов (агрофирма «Раздолье»). Он начал выращивать картофель специально для магазинов  «Караван». Как ему это удалось?
Олег Владимирович начал заниматься картофелем в прошлом году, хотя в сельском хозяйстве не новичок. Делал ставку на животноводство, выращивал зерновые, а тут решил попробовать что-то еще.
— Сел, все просчитал и решил рискнуть, — говорит он. — Сейчас люди хотят покупать все местное, настороженно относятся к импортным продуктам. Поэтому и сетевики заинтересованы в сотрудничестве с местными производителями.

Правда, у заказчиков жесткие требования. Во-первых, качество. Во-вторых, соблюдение объемов и сроков поставок.
— Первоначально мы должны были поставлять в магазины порядка 150 тонн в месяц без перебоев, но картошку стали хорошо разбирать, доходило и до 230 тонн, — рассказывает Мурзоев. —

Не буду скрывать, что отдавал по ценам ниже, чем мои коллеги продавали картофель оптовикам. В магазинах проходили акции, и в это время приходилось опять идти на уступки. Я прикинул: если бы работал, как все, мог бы выручить на миллион рублей больше.

Но есть и неоспоримые плюсы у такого сотрудничества — это гарантия, что выращенное будет реализовано. А иначе не угадаешь: то ли все продашь, то ли часть урожая сгниет.     
Кстати, оказалось, что чистая картошка — не нечто фантастическое. У Мурзова два человека, наловчившись, вручную перемывают 2 тонны клубней в день. А расфасовывает машина.  

На продажу хватит
Второй хлеб сегодня в регионе — продукт стратегический. О нем говорят не меньше, а может, и больше, чем о первом.
Мы беседуем с начальником Управления рынка продовольствия и лицензирования регионального Минсельхоза Ниной Богач. На столе у нее сетка с картофелем. Не на ужин куплена — образец привезли башмаковские картофелеводы. Тоже готовятся выйти в торговые сети.   

— В 2014 году пензенская картошка должна появиться во всех сетевых магазинах, — рассказывает Нина Константиновна. — Нового урожая на это хватит. И сейчас уже местного картофеля много на прилавках. А проблемы возникают потому, что пока плохо выстроена логистика продаж у сельхозпроизводителей.

Гнилая проба
Чтобы овощеводы и представители магазинов нашли общий язык, их собрали для диалога в конференц-зале Минсельхоза.
Поделюсь интересным наблюдением: картофелеводством занимаются преимущественно мужчины в возрасте, а представители сетей – преимущественно женщины, хваткие и молодые.
Картофелеводы не слишком рвались выступать. А сетевики твердили:
— Нам нужна пензенская картошка, но только качественная!
Всплыла некрасивая история. «Магнит» взял на пробу 40 тонн пензенского картофеля у одного из производителей напрямую, минуя распредцентр. 40 процентов оказалось плохого качества — гниль, проволочник… Вот так «демонстрационный образец»!

Объединение «Магазины моего района» готово было взять 20 тонн картофеля в Колышлее. Но пришлось отправлять фуру назад — много гнилого.
И все же хорошую картошку в Пензенской области сетевики нашли. Именно с теми, кто не пытался сбыть некондицию, думается, они и будут сотрудничать.

Закупочная цена в среднем 20 рублей. Стоимость в бюджетной сфере (закупки для школ, садиков, больниц) чуть ниже. Выбраковка там гораздо меньше, однако общая потребность бюджетных организаций области лишь несколько тысяч тонн в год. Школы часть овощей для столовых выращивают самостоятельно...
Так что главные едоки картофеля — это все-таки мы, рядовые покупатели.

Ремарка
Говорят, в России пока не научились выгодно продавать то, что вырастили. Такое же ощущение возникло у меня и на встрече с овощеводами. Когда сотрудник Кузнецкого агентства по поддержке предпринимательства Борис Клюев начал рассказывать о требованиях, которые предъявляют к продукции различные федеральные сети, многие заинтересовались и попросили у него номер телефона — проконсультироваться. 24-летний молодой человек знал все: цены, подводные камни…

Где учат логистике? Борис окончил ПГТУ по специальности «Инженер-технолог машиностроения». А тонкости искусства продвижения товаров и услуг от поставщиков к потребителям изучал на практике, работая в сфере маркетинга.

Мне кажется, любой предприниматель, который занимается выращиванием сельхозпродукции, с удовольствием принял бы на работу грамотного специалиста по продажам. Но их единицы… Интересно, куда девается та орава менеджеров и маркетологов, которых выпускают наши вузы?

Автор: Алиса РЯДНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное