Столько лет прошло, но помним...

Столько лет прошло, но помним...

«Свою» войну вспоминает Валентина Леонидовна Голодяева

«Идет 1943 год. … В 6-й класс Староваловайской школы входит директор школы и говорит: «Девчата, снимаем вас с уроков. Нужно к весеннему севу перетаскать семена со станции Пачелма». Парней в классе нет: их еще в феврале распределили – кого на ферму, кого на конюшню, кого в кузницу.

Утром по морозцу 20 километров налегке, а оттуда бабам – по 25 кг, а девчатам – по 16.

Если в Пачелме семян нет, то надо идти в Шейно – это еще 7 километров.

За трудодни в колхозе ничего не платили, и мама после эвакуации из Петрозаводска устроилась в госпиталь на станции Башмаково. Она получала на всех хлеб по карточкам и раз в неделю его приносила.

В 1942 году госпиталь переформировали, сначала отправили ближе к фронту, а потом – на Украину, в город Умань. Мама прислала нам вызов, и мы приехали к ней в июле 44-го.

Меня взяли на работу в госпиталь. Главный хирург Иван Евстигнеевич Лебедев сказал мне и еще двум девушкам-украинкам: «Будете работать санитарками и учиться на курсах медсестер».

Целый день мы мыли, убирали в палатах, а вечером врач Татьяна Тихоновна занималась с нами. И вот нам разрешили в первый раз присутствовать при операции. Ростом мы все были невысокие, и нам подставили скамеечку, чтобы из-за спин хирургов было все видно.

Сестра сняла повязку с раны, а там – жуть! Мы все трое так и повалились в обморок. Врачам то ли операцию продолжать, то ли нас отхаживать. Долго еще они подшучивали над нами.

В день, когда приходила с фронта «летучка», весь персонал был занят на разгрузке раненых. Одних быстро обрабатывали и отправляли в тыл, других оперировали и оставляли.

А в сентябре приказ: госпиталь – ближе к фронту. И мы тронулись в Румынию. В городе Фокшаны сдали экзамены и стали палатными сестрами. Ночью на дежурстве спать хочется, а нельзя уснуть ни на минуту – вдруг у кого начнется кровотечение. Ходишь по палате тихонько, с кем поговоришь, кому водички дашь попить. Каждую ночь двое-трое умирали.

Война закончилась. Я поступила в медучилище. Экзамены уже шли, но меня приняли: у меня была справка из госпиталя.

После училища направили меня в фельдшерско-акушерский пункт села Белозерка Башмаковского района. У хозяев две избы: в одной – медпункт и медичка, а в другой – они сами. Их сын-фронтовик учился в Пензе, в строительном техникуме. Приехал на зимние каникулы, познакомились. Теперь вечерами Саша рассказывал о «своей» войне.

«22 июня 1941 года был комсомольский воскресник – косили сено на лугах. Только вечером узнали, что началась война. Мужчин всех сразу мобилизовали. Всю осень на полях работали подростки. Летом 42-го года мы убирали хлеб в поле, прискакал посыльный и вручил нам повестки.

Попал я в Куйбышевское  офицерское училище. Только начались занятия – приезжает офицер из Горьковского  минометного. Нас выстроили в шеренгу, он ходит и указывает: «Вы, вы, вы…».

Прошел подготовку, назначили в 83-й гвардейский минометный полк, который только вышел из-под Сталинграда и находился на переформировании под Москвой. Зимой 43-го мы под Старой Руссой то пытаемся наступать, то отбиваемся. Под Великими Луками полк понес большие потери  и отправился  в Москву на пополнение. Получили «катюши» и с ними – на Курское направление.

Дошли до Кракова. Оттуда нас отправили освобождать Ужгород. 8 мая немцы капитулировали, а у нас всё бои идут. Закончили войну только 16 мая. После еще подо Львовом бандеровцев ликвидировали».

Александр Герасимович награжден медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны II степени. К сожалению, до 65-летия Победы не дожил: сказались раны и контузия военных дней.


Фото — ekabu.ru/other/20921-1418-dnejj-vojjny.-chast-pervaja..html

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное