Как живут и во что верят езиды
Необычный народ живет в селе Воробьевка Шемышейского района
Лет 15 назад в селе Надеждино, что в Воробьевском сельсовете Шемышейского района, появились новые жители — смуглые, темноволосые, кареглазые. Одни вроде на кавказцев похожи, другие — на индусов. Говорили на незнакомом языке.
Работящие: не успели приехать, как тут же обзавелись хозяйством – на каждом подворье по несколько баранов и коров. С местными сближаться не торопились, хотя относились ко всем ровно и доброжелательно.
— Кто они, откуда? — недоумевали жители всех трех сел Воробьевского сельсовета — Воробьевки, Малыгино и Надеждино. — В наших краях таких отродясь не видали.
Выяснилось, что это переселенцы из Армении, но… не армяне – езиды.
— Как? Изиды или язиды? А что, разве есть такой народ? — Вопросов было много.
Есть такой народ!
Чуть позже, когда приезжие немного обжились в Надеждино, перезнакомились с коренным населением (преимущественно русскими и мордвой), начали понемногу рассказывать о себе. Всю жизнь, сколько себя помнят, жили в Армении, куда их предки после Первой мировой войны эмигрировали из Ирака и юго-восточной Турции.
А произошел езидский народ, по одной из версий, из Индии, из Мумбаи. У них свой язык (курдский диалект курманджи. – Авт.) и своя религия под названием шарффадинэ. Они – солнцепоклонники, своего верховного бога (в образе павлина) называют Малаки-Тавус.
— Эх, поносило вас по свету! — сочувственно говорили односельчане, не придавая особого значения тонкостям религии шарффадинэ. — Из Индии да в Россию…
Вскоре в Надеждино стали приезжать и другие езидские семьи. Правда, сейчас большинство из них переселились в Воробьевку — центральную усадьбу.
За последние десять лет за счет езидов население сельсовета увеличилось почти на треть. Если в 2004 году здесь проживало 258 человек, то сейчас — 349.
В Воробьевской основной школе уже привыкли к симпатичным смуглым ребятишкам, которые сейчас составляют третью часть всех учащихся. Хотя поначалу те доставляли немало хлопот. Причина – незнание русского. Приходилось поначалу задействовать в качестве переводчика одного из родителей, более-менее сносно объясняющегося на государственном языке.
Восьмикласснице Инге Садоян 17 лет. В таком возрасте обычно школу оканчивают.
— В Армении я училась четыре года, а когда переехали в Россию, меня отправили опять в первый класс, потому что я ни слова не знала по-русски.
Ее однокласснице и однофамилице Заринэ Садоян повезло чуть больше — она в Армении перешла во второй класс, поэтому от российской программы обучения отстала всего на год.
Но девушки не комплексуют по поводу того, что им придется задержаться в школе. Высшее, впрочем, как и среднее профессиональное образование они получать не собираются. Так же, как и работать. У езидов это не принято.
— Удел езидской женщины – замужество, материнство, ведение домашнего хозяйства, — объясняет Заринэ. — А мужчина — кормилец, добытчик. Так было заведено испокон века, и не нам менять устои предков. Для нас и наших родителей удивительно было то, что директор нашей школы — женщина, Нина Викторовна Кузина.
Кстати, в 8 классе Воробьевской школы всего четыре ученика. Все — Садояны.
Гость — это святое
— Люблю я Воробьевку, хорошо здесь, привольно. Люди добрые. Земли много — есть где скот пасти, – говорит председатель сельскохозяйственного кооператива «Восход» Рашо Асоян (местные зовут его Рашидом).
Он переехал в Россию в 2003 году, в город Димитровград Ульяновской области, где осели старшие братья. Но, по его словам, в квартире многоэтажного дома чувствовал себя, как в клетке:
— Я же сельчанин, с детства привык к земле, всю жизнь скот выращивал.
Так, вместе с женой Наринэ и тремя сыновьями оказался в Воробьевке.
Купили небольшой домик с хозпостройками, развели бычков, коров и баранов. Обеспечивают молоком и мясом не только себя, но и продают продукты с собственного подворья.
Мы в гостях у Рашо Асояна, за празднично накрытым столом (несмотря на будний день). Гость для езидов – это святое, будь то глава администрации Воробьевского сельсовета Николай Коновалов или сосед дядя Петя.
Несмотря на то что трое сыновей Асоянов — Хадо, Калаш и Овсеп — сейчас учатся в пензенских вузах, домочадцев не стало меньше. Пришел помочь шурину по хозяйству брат Наринэ Мамвел, да еще маленькие внучатые племянники гостят. Семьи у езидов большие — от трех детей и больше.
— Мы любим гостей, стараемся всегда жить в мире и дружбе с соседями, — рассказывает Рашо Шакроевич. — Не выделяемся ни одеждой, ни поведением. Лично у меня много друзей и среди русских, и среди мордвы, и среди татар. Вот только межнациональные браки у нас не приветствуются.
О суженых и ряженых
Дело в том, что езиды, как и индусы, традиционно делятся на касты: шех, пир (высшие, священнические) и мрид (миряне). Принять шарффадинэ невозможно, поскольку для обращенного не находится места в кастовой системе.
Вообще, езид – это не только этническая принадлежность, а езидом считается тот, кто рожден от родителей, исповедующих шарффадинэ. Человек, принявший другую религию, перестает быть езидом. Дети от смешанных браков езидами не считаются.
К слову, семья Асоянов, так же, как и остальные их воробьевские соплеменники, относится к касте мридов.
Езидские девушки недостатка в женихах не испытывают – благо демографическая ситуация в этой среде благоприятная.
Как поведала ученица Воробьевской школы Инга Садоян, о суженых-ряженых начинают думать незадолго до национально-религиозного февральского праздника Айд Хидр Наби – Дня покровителей исполнения желаний:
— Перед праздником проходит трехдневный пост, а накануне специально для молодежи печется соленое печенье. Съедаешь половинку на ночь, не запивая водой, а оставшуюся кладешь под подушку – ночью обязательно приснится суженый или суженая. И очень скоро встретится в реальной жизни.
Инга рассказывает, что ее мама таким образом жениха во сне увидела. Бабушка считала, что замуж рано ей выходить и не разрешала печь «свадебное» печенье. Так добрая соседка угостила. И в ту же ночь девушка увидела во сне парня, который уже шесть раз засылал к ней сватов, да только родители ему все время давали от ворот поворот. Буквально через несколько дней жених пришел в седьмой раз. Тогда родные согласились на брак дочери.
— А если не приснится суженый? — поинтересовалась я у Инги.
— Значит, время еще не пришло, — улыбнулась девушка.
Автор: Наталья СИЗОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
Ольга Измайлова – о семье, службе в полиции, работе на ТВ и известных героях
Они рассказывают телеведущей о мечтах, о карьере, о семье«Нам сначала не хотели говорить»: пензенский студент – о гибели волонтеров
Иван месяц провел в Курской области, помогая эвакуированным и бойцамСветлана Светличная – «Пензенской правде»: «Бриллиантовая рука» подпортила мою карьеру
Нет времени. Изобретаем: история зареченского инженера Елены Зарубиной
В ДК села Ширяево Белинского района поселились мадагаскарские тараканы и палочники
До Байкала на велосипеде: пензенский фокусник рассказал про необычное путешествие
Две большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
Он художник с большой буквы и педагог с большой буквыСтудентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В битве иностранных красавиц приняли участие семь девушекВ Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 23 и 24 ноября 2024: «Хор Турецкого», «Щелкунчик» и «Ми-Ми-Мишки»
В Пензе открылась книжная выставка «Мир книг на Пензенской земле»
Пензенцы делятся видео с концерта Ислама Итляшева
В Пензе прошел финал профориентационного марафона «ДвижИТ»
Участие в марафоне приняли около трех тысяч школьников 8-11 классов и студентов колледжейБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Новое пространство, рассчитанное на 50 человек, состоит из двух зон: лекционной и музея истории денег России и мираПенза примет региональный этап Патриаршего фестиваля боевых искусств
Он – единственный подобного формата в России