Как живут и во что верят езиды
Необычный народ живет в селе Воробьевка Шемышейского района
Лет 15 назад в селе Надеждино, что в Воробьевском сельсовете Шемышейского района, появились новые жители — смуглые, темноволосые, кареглазые. Одни вроде на кавказцев похожи, другие — на индусов. Говорили на незнакомом языке.
Работящие: не успели приехать, как тут же обзавелись хозяйством – на каждом подворье по несколько баранов и коров. С местными сближаться не торопились, хотя относились ко всем ровно и доброжелательно.
— Кто они, откуда? — недоумевали жители всех трех сел Воробьевского сельсовета — Воробьевки, Малыгино и Надеждино. — В наших краях таких отродясь не видали.
Выяснилось, что это переселенцы из Армении, но… не армяне – езиды.
— Как? Изиды или язиды? А что, разве есть такой народ? — Вопросов было много.
Есть такой народ!
Чуть позже, когда приезжие немного обжились в Надеждино, перезнакомились с коренным населением (преимущественно русскими и мордвой), начали понемногу рассказывать о себе. Всю жизнь, сколько себя помнят, жили в Армении, куда их предки после Первой мировой войны эмигрировали из Ирака и юго-восточной Турции.
А произошел езидский народ, по одной из версий, из Индии, из Мумбаи. У них свой язык (курдский диалект курманджи. – Авт.) и своя религия под названием шарффадинэ. Они – солнцепоклонники, своего верховного бога (в образе павлина) называют Малаки-Тавус.
— Эх, поносило вас по свету! — сочувственно говорили односельчане, не придавая особого значения тонкостям религии шарффадинэ. — Из Индии да в Россию…
Вскоре в Надеждино стали приезжать и другие езидские семьи. Правда, сейчас большинство из них переселились в Воробьевку — центральную усадьбу.
За последние десять лет за счет езидов население сельсовета увеличилось почти на треть. Если в 2004 году здесь проживало 258 человек, то сейчас — 349.
В Воробьевской основной школе уже привыкли к симпатичным смуглым ребятишкам, которые сейчас составляют третью часть всех учащихся. Хотя поначалу те доставляли немало хлопот. Причина – незнание русского. Приходилось поначалу задействовать в качестве переводчика одного из родителей, более-менее сносно объясняющегося на государственном языке.
Восьмикласснице Инге Садоян 17 лет. В таком возрасте обычно школу оканчивают.
— В Армении я училась четыре года, а когда переехали в Россию, меня отправили опять в первый класс, потому что я ни слова не знала по-русски.
Ее однокласснице и однофамилице Заринэ Садоян повезло чуть больше — она в Армении перешла во второй класс, поэтому от российской программы обучения отстала всего на год.
Но девушки не комплексуют по поводу того, что им придется задержаться в школе. Высшее, впрочем, как и среднее профессиональное образование они получать не собираются. Так же, как и работать. У езидов это не принято.
— Удел езидской женщины – замужество, материнство, ведение домашнего хозяйства, — объясняет Заринэ. — А мужчина — кормилец, добытчик. Так было заведено испокон века, и не нам менять устои предков. Для нас и наших родителей удивительно было то, что директор нашей школы — женщина, Нина Викторовна Кузина.
Кстати, в 8 классе Воробьевской школы всего четыре ученика. Все — Садояны.
Гость — это святое
— Люблю я Воробьевку, хорошо здесь, привольно. Люди добрые. Земли много — есть где скот пасти, – говорит председатель сельскохозяйственного кооператива «Восход» Рашо Асоян (местные зовут его Рашидом).
Он переехал в Россию в 2003 году, в город Димитровград Ульяновской области, где осели старшие братья. Но, по его словам, в квартире многоэтажного дома чувствовал себя, как в клетке:
— Я же сельчанин, с детства привык к земле, всю жизнь скот выращивал.
Так, вместе с женой Наринэ и тремя сыновьями оказался в Воробьевке.
Купили небольшой домик с хозпостройками, развели бычков, коров и баранов. Обеспечивают молоком и мясом не только себя, но и продают продукты с собственного подворья.
Мы в гостях у Рашо Асояна, за празднично накрытым столом (несмотря на будний день). Гость для езидов – это святое, будь то глава администрации Воробьевского сельсовета Николай Коновалов или сосед дядя Петя.
Несмотря на то что трое сыновей Асоянов — Хадо, Калаш и Овсеп — сейчас учатся в пензенских вузах, домочадцев не стало меньше. Пришел помочь шурину по хозяйству брат Наринэ Мамвел, да еще маленькие внучатые племянники гостят. Семьи у езидов большие — от трех детей и больше.
— Мы любим гостей, стараемся всегда жить в мире и дружбе с соседями, — рассказывает Рашо Шакроевич. — Не выделяемся ни одеждой, ни поведением. Лично у меня много друзей и среди русских, и среди мордвы, и среди татар. Вот только межнациональные браки у нас не приветствуются.
О суженых и ряженых
Дело в том, что езиды, как и индусы, традиционно делятся на касты: шех, пир (высшие, священнические) и мрид (миряне). Принять шарффадинэ невозможно, поскольку для обращенного не находится места в кастовой системе.
Вообще, езид – это не только этническая принадлежность, а езидом считается тот, кто рожден от родителей, исповедующих шарффадинэ. Человек, принявший другую религию, перестает быть езидом. Дети от смешанных браков езидами не считаются.
К слову, семья Асоянов, так же, как и остальные их воробьевские соплеменники, относится к касте мридов.
Езидские девушки недостатка в женихах не испытывают – благо демографическая ситуация в этой среде благоприятная.
Как поведала ученица Воробьевской школы Инга Садоян, о суженых-ряженых начинают думать незадолго до национально-религиозного февральского праздника Айд Хидр Наби – Дня покровителей исполнения желаний:
— Перед праздником проходит трехдневный пост, а накануне специально для молодежи печется соленое печенье. Съедаешь половинку на ночь, не запивая водой, а оставшуюся кладешь под подушку – ночью обязательно приснится суженый или суженая. И очень скоро встретится в реальной жизни.
Инга рассказывает, что ее мама таким образом жениха во сне увидела. Бабушка считала, что замуж рано ей выходить и не разрешала печь «свадебное» печенье. Так добрая соседка угостила. И в ту же ночь девушка увидела во сне парня, который уже шесть раз засылал к ней сватов, да только родители ему все время давали от ворот поворот. Буквально через несколько дней жених пришел в седьмой раз. Тогда родные согласились на брак дочери.
— А если не приснится суженый? — поинтересовалась я у Инги.
— Значит, время еще не пришло, — улыбнулась девушка.
Автор: Наталья СИЗОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики

Спела как Варум: сердобчанка Александра Павлюк покоряет Москву
Актриса и певица Александра Павлюк сохраняет глубокую связь со своей малой родиной – Сердобском
Мечтал стать зоотехником: пензенский священник рассказал, зачем держит лошадей
Родные прочили Георгию Степанову профессию ветеринара или зоотехника, но он выбрал другую стезюМариуполь, Энергодар, Луганск, Токмак: как пензенец помогал людям, оказавшимся под обстрелом
Спасал детей в Беслане: как сегодня живет Герой России из Пензенской области
Анна Князева – как стала писателем в 50, конкуренции в детективном жанре и экранизациях
Пензенский студент и его дедушка вынесли из горящего дома 94-летнюю соседку

В День молодежи пензенцы развлекаются играми и жмут штангу
Программа праздника рассчитана на два дня
Житель Мордовии пытался дать взятку пензенскому полицейскому
Водитель навлек на себя серьезные проблемы с законом
В Земетчинской районной больнице медики начали работать на новом оборудовании
Одной из значимой технических новинок стал электрокардиограф
Минфин России и Сбер подписали соглашение о взаимодействии в сфере искусственного интеллекта
При этом окончательное принятие решений останется за экспертами Минфина
От бакалавриата до аспирантуры: свыше 80 млн рублей получили студенты Поволжья на образование в Сбере по итогам пяти месяцев 2025
На сегодняшний день ставка по образовательным кредитам составляет до 3% годовыхGigaConf 2025: Сбер полностью импортозаместил зарубежные решения для обработки всех типов коммуникаций
Сбер представляет Kandinsky 4.1 Video — качественный скачок в генерации видео по тексту
GigaConf 2025: функция рассуждений с доступом к актуальным данным в GigaChat стала доступна бизнес-клиентам
Парадоксы современного рынка труда

Губернатор Мельниченко принял эстафету Всероссийского сельского Сабантуя
В 2025 году Сабантуй приурочили к 80-летию Великой Победы и Году защитника Отечества
Вадим Супиков: Юность — прекрасная пора надежд и выбора своего пути
Спикер Законодательного собрания поздравил пензенцев с Днем молодежиОлег Мельниченко: Верю, что у нас растет достойная смена
Спикер Заксобрания Вадим Супиков стал участником пленарного заседания XII Форума регионов России и Беларуси
Олег Мельниченко: Важно, чтобы ребята знали правду о подвиге своих героических предков
Олег Мельниченко: Мы ведем работу со всеми регионами Республики Беларусь