Бабушкина книга

Бабушкина книга

Жительница Пензы записала для потомков историю семьи

Клавдия Егоровна Комова пришла в редакцию с небольшой брошюрой в руках. Книга называется «История семьи в истории страны».
— Когда умерла моя сестра Нина, учительница, я была поражена, как тепло отзывались о ней ученики. А мы многого и не знали. На этот момент из семерых братьев и сестер осталось трое. Вот я и решила, пока не поздно, записать для потомков историю нашей семьи. Чтобы внуки и правнуки знали и гордились, — объяснила Клавдия Егоровна, — а еще рассказать им о нашем родном селе, Голицыне, что в Нижнеломовском районе.
Здесь застала семью Кузнецовых война.

Плач журавля
— Отец наш, Егор Никанорович, в первые месяцы ушел на фронт, — вспоминает Клавдия Егоровна. — Когда мы провожали его, мама старенькая, как мы называли бабушку, положила ему в ботинок перо птицы, чтобы прилетел назад живым. Мать, Надежда Матвеевна, осталась с пятью детьми.

Первое воспоминание Клавдии Егоровны о войне связано с зимой 1943–1944 годов. Неподалеку от дома находился колодец. По ночам высокий журавль покачивался и скрипел. А по утрам колодец превращался в место оплакивания погибших. Почтальон всегда приносил сюда очередную похоронку. К колодцу сбегались жители близлежащих домов. Громкий плач с причитаниями продолжался долго.

По данным Голицынского сельсовета, на защиту Родины ушли 800 мужчин, а возвратились только 200.
— В 1943 году по нашей улице в сторону Пензы вели пленных немцев, — вспоминает Клавдия Комова, — их было человек тридцать. Они были худые, хромые, одетые в одинаковые рубахи и штаны. Мы, дети, смотрели на них, как на убийц. А наши женщины, которые раньше оплакивали погибших на войне родственников, выходили на дорогу и передавали пленным немцам продукты. Те в знак благодарности произносили одну фразу: «Гитлер капут».

Так воспитаны
Отец Клавдии Егоровны с фронта вернулся, но жизнь ему довелось прожить недолгую. Он умер в 57 лет. Мама дожила до 84.
— Как же много зависит от полученного воспитания! — уверена Клавдия Егоровна. — Отец и мать учили нас, чтобы во всем был порядок, чтобы мы не пасовали перед трудностями. Такими мы и стали.

Все дети получили образование. Михаил после окончания Вольской летной школы прослужил в армии 27 лет. «Самолет знаю, как свои пять пальцев», — с гордостью говорил он. Анна — участник трудового фронта. После войны работала бухгалтером. Как старшая сестра помогала младшим встать на ноги. Василий, несмотря на инвалидность, тянулся к знаниям. После десятилетки уехал в Пензу. 39 лет
проработал на дизельном заводе.

Нина закончила учительский институт, приехала в Колемас по распределению, да и осталась там на всю жизнь. Она выучила не одно поколение колемасовцев. Нина верила, что в Колемасе всегда будет школа, что село навсегда останется на карте района. Но школа из семилетки превратилась в малокомплектную и была на грани закрытия. Спасли ее братья Терентьевы и директор ООО СХП «Зыбино» Виктор Воробьев. Они сами учились в этой школе.

— Не будет в селе школы, не будем засеивать землю-матушку — умрет Колемас, наша родина. Мы понимаем это и не допустим, — заверяют они и не просто говорят, а делают. Школа функционирует, поля распаханы. Безусловно, свою лепту в воспитание патриотов малой родины внесла и Нина Егоровна.

Три сестры
Сейчас в живых из семерых братьев и сестер остались трое. Это сама Клавдия Егоровна, бухгалтер по профессии, 35 лет из 46 трудового стажа проработавшая бухгалтером базы «Росгалантерея». А еще две сестры-медики: врач-терапевт Валентина и акушер Галина.

О своей малой родине, о родителях, братьях и сестрах рассказала в книге Клавдия Егоровна. Тираж  всего несколько экземпляров. Их хватило, чтобы раздать детям и внукам. Они точно будут знать историю своей семьи.

Пример Клавдии Комовой может стать руководством к действию для всех нас. Это здесь и сейчас мы помним все о своих родных и близких. А что будет по прошествии лет?

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное