Не путайте кино с фаст-фудом!

Не путайте кино с фаст-фудом!

О роли кино в нашей жизни мы говорим с членом Союза кинематографистов РФ, членом правления Гильдии киноведов и кинокритиков России, президентом кинофестиваля им. Ивана Мозжухина «Мужская роль» Светланой Старостиной

— Светлана Александровна, известный кинорежиссер Михаил Ромм говорил, что есть три области, в которых все считают себя специалистами, — это медицина, кинематограф и воспитание детей. Но это убеждение — большая иллюзия.
— Безусловно. Кино появилось в конце XIX века как аттракцион, развлечение. Оно давно стало искусством, которое нуждается в подготовленном зрителе. А многие продолжают считать его аттракционом. К просмотру серьезного кино они просто не готовы.

— Получается, если мы смотрим боевики или ужастики, то портим свой вкус?
— Необязательно. Если фильм сделан качественно, а зритель просто хочет отдохнуть, отвлечься, вкус он испортит едва ли. Образованный человек должен быть в курсе громких театральных, литературных и кинопремьер. Но очень редко разрекламированные новинки — настоящее искусство.

Современное кино делится на два вида: мейнстрим и артхаус. Блокбастеры, самая прибыльная часть мейнстрима, — то, что сегодня чаще всего показывают в кинотеатрах. У этих лент может быть захватывающий сюжет, головокружительные спецэффекты, звездные актеры. Полтора-два часа ты не можешь оторваться от экрана, а после внутри ничего не остается… Это как фаст-фуд: вкус и запах гамбургера привлекает, но вот насколько он полезен — большой вопрос.

Артхаус — фильмы, не рассчитанные на широкую аудиторию, во всем мире их демонстрируют в специализированных кинотеатрах. В эту нишу сегодня входят авторское, независимое кино, киноклассика. Здесь и надо искать настоящее искусство.

— А нужно ли обычному зрителю знать все эти тонкости?
— Есть несколько видов человеческого удовольствия. Низший из них — еда, высший — искусство. Если человек больше всего на свете любит вкусно поесть, то, может, ему и не надо знать ничего про кино. А кто хочет наслаждаться искусством, тот будет постигать тонкости, общаться с профессионалами, читать кинообзоры известных критиков, сверять полученную информацию со своими ощущениями, смотреть сложное, далеко не всегда веселое кино. Все это — большая внутренняя работа.

— Вы прошли такой же путь?
— Да, ведь ничего лучшего еще не придумано. Как многие дети, очень любила кино. Лет в 14 купила книгу Михаила Ромма «Беседы о кинорежиссуре»: книжка умная, серьезная, но читается легко. Она до сих пор входит в число моих настольных. Много лет я выписывала журналы «Искусство кино», «Советский экран». Читала и шлифовала свой вкус. Продолжаю это делать и сегодня.

Нужно это или нет — каждый решает для себя. Но судите сами: сегодня умами правит американский коммерческий кинематограф — он диктует моду, формирует ценности. Каждая уважающая себя нация, любая уважающая себя личность стремится сохранить свою идентичность. Вот и выходит, что самое сложное сегодня — сориентироваться в огромном кинопотоке.

— Фестиваль имени Мозжухина тоже воспитывает интерес к качественному кино...
— Да, мы стараемся показывать только самое лучшее. Например, фильмы, которые в рамках фестиваля пензенцы посмотрели этой осенью, только что номинировались, а некоторые были отмечены профессиональными кинопремиями «Золотой орел» и «Белый слон» (это фильмы «Иуда», «Географ глобус пропил», «Роль», «Майор», «Долгая счастливая жизнь», «Метро», «Легенда №17». — Авт.). Иногда мнение об отечественном кинематографе может изменить одна-единственная лента. Ко мне часто подходят зрители со словами: «Надо же, какое серьезное и глубокое кино у нас снимают!». А потом весь год спрашивают, когда будет следующий кинофестиваль...

Но мы, организаторы, невольно задаемся вопросом: есть ли будущее у кинофестиваля? Ведь он развивается: в этом году работало профессиональное жюри, мы провели зрительское голосование. А картины показывать негде. Современное кинооборудование есть только в коммерческих кинотеатрах. Спасибо им, они идут навстречу, но меня смущает атмосфера: запах попкорна, громкая музыка, рекламные ролики перед показом. Ведь на серьезное кино нужно настроиться… Кроме того, у кинофестиваля нет стабильного финансирования.

Так или иначе, надеюсь, что главную цель — привлечь внимание к великому Мозжухину, нашему земляку, актеру с мировым именем — мы достигли.

Автор: Ирина БАЛАШОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное