Ученье — свет или светская норма?

Ученье — свет или светская норма?

Школьниц из Средней Елюзани Пензенской области не пустили на областную олимпиаду из-за платков

В «Пензенскую правду» обратилась Альфия Гильдеева, педагог из села Средняя Елюзань Городищенского района. Она потрясена тем, что случилось недавно на областной олимпиаде по английскому языку.

Альфия Асятовна привезла в Пензу свою ученицу, одиннадцатиклассницу, два года подряд занимавшую первые места на олимпиадах районного этапа.
Девушка из семьи, соблюдающей мусульманские законы, и поэтому ходит в платке. И вот, когда она направлялась в аудиторию, ее остановила сотрудница регионального министерства образования и попросила привести свой внешний вид к светской норме, иначе олимпиады для нее не будет.

Ученица, ошеломленная и расстроенная, молча развернулась, чтобы уйти. За нее вступилась Гильдеева. Она так горячо объясняла организаторам, что для мусульманки подобное требование неприемлемо, что те в конце концов уступили.
— Я буквально втолкнула свою ученицу, шокированную произошедшим, в аудиторию, — говорит учительница. — Хотя девушка начала выполнять задания позднее всех, в итоге заняла 6-е место среди 30 участников.

Сразу же по окончании этой олимпиады Альфия Гильдеева отправила письмо министру образования Светлане Копешкиной с просьбой вмешаться в ситуацию. «На носу» была биология, а девушка, показавшая лучший результат в Городищенском районе, тоже училась в Средней Елюзани.

Но организаторы оказались даже суровее, чем в прошлый раз. Участница, отказавшаяся снять платок, всю олимпиаду просидела в коридоре, ожидая, когда у остальных закончатся соревнования и можно будет поехать домой.

Дети не виноваты!
Альфия Гильдеева имеет высшую педагогическую категорию, работает в школе 30 лет. Человек она, подчеркиваем, светский, но то, как поступили с верующими ученицами, считает несправедливым.

— Религиозные убеждения стали играть большую роль в современной жизни после распада Советского Союза, — говорит она. — Тогда произошел развал не только экономический, но в первую очередь идейный, который намного страшнее. Люди начали искать духовную пищу. Обретя новые идеалы, они передавали их своим сыновьям и дочерям, а те, естественно, впитывали… Наши дети не могут снять платок так вот вдруг, по приказу. Заставляя их сделать это, мы заставляем их отречься от своих убеждений, ломаем их.

— Они старательно учатся, — продолжает Альфия Асятовна, — примерно себя ведут, не пьют, не курят, не сквернословят. Все без исключения осуждают организаторов терактов в России и во всем мире… Почему же мы нарушаем права детей на образование и развитие, гарантированные Конвенцией ООН о правах ребенка?

Всех предупреждали
Мы получили на свой запрос ответ за подписью министра образования Пензенской области Светланы Копешкиной. Светлана Константиновна ссылается на письмо министра образования РФ Дмитрия Ливанова «Об установлении требований к одежде обучающихся» от 28.03.2013. В письме, в частности, говорится, что «внешний вид и одежда обучающихся государственных и муниципальных образовательных организаций должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер».

Неофициально же работники министерства объяснили, что они неоднократно предупреждали педагогов из татарских сел, что школа — не место для демонстрации религиозных убеждений. Девушки на олимпиаде были именно в хиджабах — одеянии, которое оставляет открытыми лицо и кисти рук. Если бы ученицы были в обычных головных платках, на них никто бы и внимания не обратил.

Кай против Герды
Мне кажется, что в нашей стране внешняя атрибутика всегда имела слишком большое значение.
В редакции «Пензенской правды» нашлось немало тех, кого в свое время педагоги точно так же укладывали в прокрустово ложе единого внешнего вида.
Например, в советское время одну журналистку не допустили к экзаменам в институте, потому что она явилась в джинсах.

Я, помню, пришла в драмкружок в футболке с надписью на английском, и руководительница заставила других детей поднимать руки на тему: «Кто за то, чтобы исключить такую-то, которая льет воду на мельницу Аллена Даллеса, подрывая основы родного государства?». Помню, как мальчик, с которым мы были знакомы много лет (играли вместе в «Снежной королеве»: он — Кая, я — Герду), поднял руку. Наверное, ему было меня жалко, потому что я плакала, но позволить развалить государство он не мог.

Прошли годы. Сейчас латиница — везде. Джинсы — наша национальная одежда. Да что говорить, про уравниловку в плане одежды даже фильм художественный сняли — «Стиляги».

Возвращаясь к случившемуся на олимпиаде. Наверное, должно пройти время, чтобы общество на новом витке своего развития опять привыкло к мысли, что все мы РАЗНЫЕ.
Но пока же мусульманам придется выполнять решение Верховного суда РФ, который летом 2013 года постановил, что в школе хиджаб под запретом.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Лидер Единого духовного управления мусульман Пензенской области Абдуррауф Забиров:
— Я считаю, что в данной ситуации право на получение образования было нарушено, — подчеркивает Абдуррауф Абдулкадырович. — К сожалению, это не единственный пример, когда попахивает исламофобией. Было несколько случаев, когда сурских учителей, носивших платки, увольняли с работы, и им приходилось восстанавливаться через суд. После того как скандалы вылились на уровень Приволжского федерального округа, увольнения, к счастью, прекратились.

СПРАВКА
Хиджаб в исламе — любая одежда (от головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный исламский женский головной платок.
В Коране не содержится прямого предписания мусульманкам закрывать волосы. Однако практически все исламские богословы указывают на необходимость покрывать одеждой все тело, кроме лица и кистей рук.

А КАК У НИХ?
К ношению хиджаба нет единого подхода даже в мусульманских странах. Он обязателен в Саудовской Аравии, Иране и Афганистане. А в Турции, Тунисе, Таджикистане и ряде других бывших республик СССР его запрещено носить в госучреждениях, школах и университетах. Недавно Франция, исторически христианская страна, после ожесточенных споров приняла закон, запрещающий «символы или одежду, очевидно демонстирирующие религиозную принадлежность» в образовательсных учреждениях.
Верховный суд в 2013 году определил, что хиджабам не место в школе. Однако фотографироваться в хиджабе на паспорт тот же Верховный суд разрешил в 2003 году.

Автор: Ольга ЯМЩИКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное