Медведь за рулем!

Медведь за рулем!

Прежде чем научить косолапого управлять авто, разбили несколько машин

В Пензе в СЗК «Дизель-Арена» выступил легендарный цирк Юрия Никулина. Главными звездами представлений стали медведи. Дрессирует животных народный артист России Виктор Кудрявцев, а помогает ему в этом супруга — заслуженная артистка России Ольга Кудрявцева.
Они научили своих питомцев многим удивительным вещам, в том числе — управлять автомобилем. Как удалось добиться таких чудес,  дрессировщик рассказал «Пензенской правде» в эксклюзивном интервью.

Манеж лечит
— Вы — один из самых известных дрессировщиков не только в нашей стране, но и за рубежом, расскажите, как пришли в эту опасную профессию?
В молодости увлекался спортом, а потом подался в цирковые акробаты. Мне все нравилось, но в 1979 году во время представления я получил травму...

Врачи констатировали перелом шейного отдела позвоночника. О работе на манеже не могло быть и речи. Что делать, куда идти? Мне 25 лет, самый расцвет для артиста, и вдруг все в один момент рухнуло. Меня перевели в главное управление цирков СССР. Занимался бумажной работой, связанной с комсомольским движением, а ночами мечтал о манеже. И однажды состоялась встреча, которая перевернула всю мою дальнейшую жизнь. В коридоре столкнулся с Юрием Владимировичем Никулиным, который, оказывается, знал о моей судьбе.

— Парень, не кисни! Ты хочешь вернуться в цирк, — не спросил, а скорее констатировал он.
— Конечно, хочу, — ответил я Никулину. — Но у меня травма…
— Тогда займись животными. И знай, что манеж нас, конечно, калечит, но он и лечит! Когда вернешься сюда, почувствуешь себя совершенно другим человеком.

— Он оказался прав?
— Как видите. Я окончил ГИТИС и вернулся в цирк уже в качестве дрессировщика медведей. За три года удалось кое-чего добиться. Юрий Никулин пригласил меня на работу в свой цирк, но с одним условием:  подготовить номер, который до меня никто не делал. Сейчас могу с гордостью сказать, что стал одним из первых артистов, кого Юрий Владимирович лично принял в штат цирка на Цветном бульваре.

— Почему вы выбрали именно медведей, ведь их считают даже опаснее тигров?
— Безопасных хищников не бывает. Бояться надо тех, кого не научили уму-разуму.

— Как вы научили косолапого водить машину?
— Во время репетиций разбили несколько авто. (Все автомобили нам подарил АвтоВАЗ). Первый был учебным — без двигателя, приходилось его толкать. Нынешний — самый настоящий! Мы выставляем медведю скорость — и вперед! Иногда зрители сомневаются: не используем ли мы технические хитрости. Когда гастролировали в Японии, местные стали осматривать авто и спрашивать: «А где же компьютер управления?» Мол, вы, русские, молодцы, до чего у вас техника дошла! Тогда я ответил, что россиянам проще медведя научить кататься на машине, чем придумать такой компьютер.

«Медвежата живут у нас в квартире»
— Слышал, что у многих из ваших подопечных была тяжелая судьба...
— Не могу пройти мимо животного, попавшего в беду. Например, Белку я нашел на острове на реке Кама. Узнал, что там тренировались охотники, которым привозили зверей, чтобы они натравливали на них псов. Отвоевывали ее с милиций. Медведица была еле живой, собаки ее здорово покусали. От пережитого она даже поседела.
А посмотрите на на нее сейчас — настоящая красавица!

Вторую медведицу — Майю — хозяева хотели усыпить. Я решил взять беднягу себе. Это было еще в начале моей карьеры. Тогда у меня не было ничего: ни опыта, ни клеток. Только гостиница, в которой мне разрешили с ними жить. Поэтому я знаю, во сколько они просыпаются, как развлекаются, когда им скучно, как разбирают водопровод, чтобы попить водички (смеется).

Медведь Микки у нас уже 7 лет. Я узнал, что в раздевалке одного из московских институтов живет медвежонок. Студенты ходят с ним по улицам и предлагают прохожим за деньги делать фото на память. Скоро каникулы, и что будет с мишкой, непонятно. Медвежонок был весь больной…. Он мне доверился, вручил свою судьбу в мои руки.

— Значит, животные поначалу живут вместе с вами?
— Конечно! Маленькие медвежата живут у нас в квартире. Спят в детском манеже, их кормят семь раз в день, меняют пеленки. Ночью они плачут, и Ольга встает к ним, чтобы успокоить. Иногда сама ложится рядом и спит с ними до утра. Когда они подрастают, с ними начинают заниматься. Мы им как родители. Когда привозим их в цирк, поначалу защищаем от старших товарищей, которые, естественно, не сразу принимают «новобранцев». Ревнуют! Бывает, приласкаешь одного, второй косо смотрит.

— Травмы от своих подопечных получали?
— Конечно, без этого в нашей работе не бывает. Например, в 2004 году в Японии медведь когтями разорвал мне лицо. Но я отработал номер до конца: нельзя было показывать свою слабость зрителю, а тем более — медведю. После этого меня увезли накладывать швы. Операция закончилась в 5 утра, а в 8 утра я уже был в цирке. Наказал ли медведя? Да, в этот день он не получил сладкого.

Кстати, мы не вырываем животным клыки, не вырезаем когти, как многие думают. У них все натуральное (смеется). Я иногда спорю с «зелеными», которые выступают против цирка. Говорю, что надо начинать не с цирка, а с природы. Когда мы будем защищать природу, тогда и с животными все будет в порядке. У хороших дрессировщиков животные живут счастливо и долго. Самым старшим медведям у меня — 32 года. Если перевести это на человеческий возраст, получится 200 лет.

«Максим — сын своего отца»
— И последний вопрос. Каким вы запомнили Юрия Владимировича Никулина?
— Никулин помогал всем, кто к нему обращался. Например, у меня был ассистент афганец, который не мог «пробить» для себя телефон. Уперся в стену бюрократии. Я обрисовал проблему Юрию Владимировичу. «Как не может? Он же ветеран», —  спросил Никулин и тут же набрал номер нужного человека. На следующий день у ассистента уже был телефон. И таких поступков было много.

Юрий Владимирович был хорошим руководителем, клоуном, артистом  и человеком! Его именем нужно улицы  называть и рассказывать о не нем  в школах.

Я очень рад, что его сын Максим Никулин (генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка Никулина на Цветном бульваре – авт.) перенял качества отца. Так Максим Юрьевич после смерти папы помог отстоять квартиры, которые Никулин-старший выбивал для цирковых артистов. Об этом мало кто знает.

Автор: Артем КРАСНОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное