Особенности работы такси в Пензе: «хочу — везу»

Особенности работы такси в Пензе: «хочу — везу»

Порой, понадеявшись на машину с шашечками, можно потерять работу, а то и здоровье.

На днях в редакцию позвонила наша читательница Евгения Ковалева и с возмущением рассказала о том, как опоздала на важную встречу из-за «ненавязчивого» сервиса пензенского такси.

Зная, что в час пик вызвать авто с «шашечками», в частности в Арбеково, весьма проблематично, Евгения Дмитриевна решила заказать машину заранее. В семь утра позвонила в одну из самых известных служб такси и попросила, чтобы автомобиль ей прислали к восьми. А в ответ услышала, что заказы принимаются не ранее, чем за полчаса до нужного времени. То же самое сказали и в шести других службах такси.

Жители Арбекова могут легко догадаться, что произошло полчаса спустя. По всем телефонам диспетчеры вежливо ответили Евгении Ковалевой: «Извините, машин в вашем районе нет». Что подразумевает: и не предвидится в течение часа-двух.

– Нашла еще один номер телефона. В этой фирме заказ вроде бы приняли. Но через пятнадцать минут – звонок, и электронный голос выдает уже знакомую фразу: «К сожалению, в вашем районе свободных автомобилей нет». Издевательство какое-то! В общем, на деловую встречу я опоздала. Может, вы попробуете разобраться, что творится на рынке услуг такси…

Мои коллеги бурно отреагировали на звонок читательницы. Оказывается, практически у каждого имеется негативный опыт общения с работниками такси. Одна из журналисток рассказала, как две недели назад пыталась уехать поздно вечером из Веселовки.

– К дому моих друзей очень сложно подъехать, и я специально вышла на автобусную остановку, чтобы таксисту легче было меня найти. Во всех фирмах, куда я дозвонилась, меня отправили восвояси: дескать, мы с остановок общественного транспорта пассажиров не берем. Хорошо, автобус пришел, я не успела в сосульку превратиться…

Кто-то привел примеры, когда водители не знают города, не соблюдают правила дорожного движения, а кроме того, матерятся, курят в салоне, слушают «блатняк» и т.д.

Одним словом, услуги авто с «шашечками» зачастую оказываются в Пензе некачественно. Сложилось такое впечатление, что большинство служб такси вообще не заинтересовано в привлечении клиентов.

По словам начальника юридического отдела Пензенского городского союза потребителей Ольги Антоновой, к ним поступает много жалоб на отвратительную работу такси.

– Безусловно, мы можем помочь гражданину, которому оказали некачественные услуги такси. Главное, чтобы он запомнил номер телефона, с которого вызвал машину, и номер автомобиля. Исходя из этих данных, можно вычислить работодателя. Если человеку были причинены нравственные страдания, он согласно ст. 15 «Закона о защите прав потребителей» может обратиться в суд и потребовать компенсации за причиненный моральный вред. Мы поможем составить иск и защитить права пассажира в суде.

Беда в том, что сегодня законодательство разрешает заниматься извозом любому гражданину при условии, что тот пройдет официальную регистрацию как предприниматель. Устанавливать стандарты по обслуживанию пассажиров он может самостоятельно. С 2005 года перевозки на автомобилях вместимостью до восьми человек не лицензируются. Таким образом, государство практически перестало контролировать ситуацию на этом рынке.

– Нормы, которые обязывают перевозчиков предупреждать аварийность и повышать качество транспортных услуг, исполнять режим труда и отдыха своих работников, регулярно проводить медицинский и технический осмотры и т.д., в законодательстве остались, – утверждает начальник межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия Александр Гальдин. – Однако существующая система контроля носит уведомительный характер. Согласно Федеральному закону ФЗ-294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мы имеем право проверять деятельность служб такси только спустя три года с момента их создания (с предварительным уведомлением) и в дальнейшем проводить такие проверки не чаще одного раза в три года.

На внеплановые визиты нужно разрешение прокуратуры. И даст она его только в том случае, если у нас буду доказательства о весомых нарушениях в работе организации, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан.

Неудивительно, что в таких вольготных условиях работники такси что хотят, то и воротят.

Сегодня в Пензе действуют около 60 служб, занимающихся таксомоторными перевозками. Подавляющее большинство из них – диспетчерские службы. На договорной основе они принимают на работу со свободным графиком водителей и снабжают их заказами на перевозки по рации или мобильному телефону. То есть оказывают только информационные услуги. Вызов принял – вызов передал. А за все остальное ответственность несет сам водитель, который оформляется как частный предприниматель.

Никого не волнует, выехал он на линию или нет и, если не выехал, то по какой причине.

При этом диспетчерская служба забирает от 15 – 20 процентов стоимости заказа, плюс 30–50 рублей в день – за информационное обеспечение.

Итак, водитель, отдав работодателю определенную сумму, остаток дня (или ночи) трудится «на себя». Он волен распоряжаться своим временем, как хочет. Как вы думаете, почему в час пик такси невозможно дождаться? Самая распространенная версия – желающих много, а машин на всех не хватает – в корне неверна. На самом деле в это время автомобилей в распоряжении диспетчерских вообще нет. А водители, отключив рацию, ожидают пассажиров на парковках у остановок общественного транспорта. И готовы отвезти гражданина в любую точку города… за двойную плату, а то и дороже.

Есть еще «бомбилы», работающие на своих автомобилях и не подчиняющиеся никому вообще. Есть водители, подвозящие пассажиров от случая к случаю. Какие суммы в таком стихийном «бизнесе» проходят без налогообложения, остается только догадываться.

Работники налоговой службы говорят, что выявить таких водителей сегодня очень сложно. Чтобы привлечь нелегального таксиста к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, нужно доказать, что он регулярно получает с нее доход. То есть необходимо во время контрольных закупок поймать его с поличным минимум два раза.

По сути дела, сегодня единственная структура, хоть как-то контролирующая работу таксистов, – это Госавтоинспекция.

– Мы регулярно проводим рейды, в ходе которых особое внимание уделяется водителям легковых такси, – рассказывает старший инспектор по пропаганде УГИБДД УВД по Пензенской области Виталий Иванов. – Кстати, таксисты ведут себя на дороге гораздо приличнее других водителей. Но и среди них встречаются злостные нарушители правил дорожного движения. Некоторые выезжают в рейс в состоянии алкогольного опьянения (в прошлом году задержано свыше 15 человек). Выявляем, штрафуем, лишаем прав.

Отмена лицензирования некоторых видов бизнеса задумывалась как средство облегчить жизнь предпринимателям, уменьшить бумажную волокиту, ведь их деятельность уже была регламентирована другими документами. Однако в сфере таксомоторных перевозок данный шаг законодателей привел к снижению уровня безопасности на дорогах и ухудшению качества услуг.

Мэр Москвы Сергей Собянин выступил с предложением вернуть лицензирование легковых такси. Соответствующий законопроект сейчас находится на рассмотрении в Госдуме. Возврат к лицензиям, по мнению экспертов, позволит отсечь недобросовестных перевозчиков, а также упростит процедуру борьбы с нелегальными таксистами.
Пока же имеем то, что имеем.


Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное