Директор пензенской областной филармонии уверен: надо менять систему работы

Директор пензенской областной филармонии уверен: надо менять систему работы

Назначение Алексея Львова-Белова кто-то принял с радостью, а кто-то — с сомнением и недоверием.

Друзья отговаривали, боясь, что о творчестве известному джазмену придется забыть. Но как человек неравнодушный к развитию музыкальной культуры Алексей Александрович согласился. С этого момента, можно сказать, прошло сто дней и пора подвести первые итоги.

— Алексей Александрович, нелегко, должно быть, пришло решение возглавить такую сложную творческую организацию? Не секрет, что положение было не из легких: коллектив лихорадило, нужно было выходить из кризиса.
— Филармония долгое время жила по экономическим законам советского времени. Тогда была жесткая централизация: Росконцерт, Госконцерт распределяли столичных артистов по периферийным филармониям. При этом даже такая звезда, как Алла Пугачева, получала за концерт (независимо от количества зрителей) фиксированную ставку — 53 рубля. После вычета стоимости аренды зала 40 процентов дохода отходило государству, 60 процентов забирала филармония на содержание так называемых убыточных коллективов. Сегодня шоу-бизнес не хочет делиться своими заработками, так что дотационным коллективам приходится нелегко. Отсюда и причины конфликтов.
Вывод напрашивается сам собой: не директоров надо менять, а систему работы. Если уж заниматься музыкальным бизнесом (а филармония ближе всех из творческих организаций стоит к рынку), то жить надо по рыночным законам, учиться у тех, кто освоил их успешнее других.

— Вы и начали с того, что поехали изучать опыт?
— Да, съездил в Саратов, Самару, потом в Екатеринбург. В столице Урала находится самая успешная филармония страны. Ее руководитель Александр Колотурский — специалист с огромным  стажем работы, объездил всю Россию, дважды бывал в Америке, изучил опыт работы музыкальных коллективов всесторонне. Да, там другой регион и другие деньги, но дело прежде всего — в людях и в модели, которую они применяют. У них царит творческий дух во всех отделах. Люди работают с интересом, уровень культуры — высочайший. К примеру, сотрудница отдела продаж окончила университет по специальности «Искусствовед» и музыкальное училище по классу фортепиано.
Я понял главное: все успешные филармонии работают либо по американскому, либо по европейскому варианту. Нам ближе европейский подход: до 40% субсидирует государство, от 40 до 60% зарабатываем сами, остальное — деньги спонсоров. И нужна система, самое важное звено которой — творческое планирование, когда расписание концертов составляется на год и они продаются посредством абонементов.

— В чем преимущество?
— Во-первых, уже в начале сезона артисты знают, что каждый из них будет делать. Во-вторых, разовые концерты трудно продавать. Когда цикл концертов упакован, так сказать, в один билет и человек может купить его, придя в кассу лишь раз, да еще со скидкой, — это очень удобно. Абонемент можно подарить, к примеру, своей учительнице музыки.
В Екатеринбурге руководство банков закупает абонементы для своих служащих. У нас пока нет такого уровня культуры, традиций. Практика показывает, что в среднем один пензяк ходит на концерты три раза в год. Если взять количество посещений, то мы увидим, что к нам приходит всего 15 тысяч зрителей. Очень мало.
Первые концерты 53-го сезона показали: мы на верном пути, что вселяет оптимизм.

— Но пока вам не удалось решить все накопившиеся проблемы.
— В филармонии 12 коллективов, имеющих разные интересы и, соответственно, требующих абсолютно разного подхода. Для их продвижения нужны, как минимум, три учреждения — прокат, музыкальное агентство и продюсерский центр. По-другому эффективной работы не получится.
В Европе и Америке филармония — это зал и симфонический оркестр, который делает 3 – 4 программы в месяц с приезжими солистами. Публика идет на «звезд». В нашей ситуации, когда нас уже слышали по 150 раз, — это самый оптимальный вариант. 
Мы выбрали коллективы, которые будут работать с приглашенными артистами. Это симфоническая капелла, ансамбли «Старгород» и «Джаз-круиз». Они могут быстро поменять репертуар и пригласить солистов с именем, на которых пойдет зритель. Это называется прокат. Сегодня мы эту схему активно внедряем.
Ансамбли «Вольница», «Злато-Серебро», «Рандеву», группа Нины Голубиной созданы под конкретных солистов, и им необходимо гастрольное агентство. Они не могут работать стационарно, максимум — дадут два концерта в сезон. Все остальное время в их интересах работать на разных сценических площадках, и не только в Пензенской области, но и за ее пределами.
Нужно подразделение, которое будет заниматься их продвижением. Здесь есть свои подводные камни — большие транспортные издержки.
Остальные коллективы и солисты по примеру екатеринбуржцев могут участвовать в образовательных программах, работать на школу. В Екатеринбурге подобных концертов проводится до 1900 в год. В начале сезона музыканты уже знают расписание своих выступлений и, соответственно, свои заработки. У нас масштабы немного другие, но, думаю, дело пойдет.

— Система госзаказа осталась?
— Да. В ее рамках артисты ездят по области. На год запланировано 650 концертов. Это заработная плата, на все остальное — коммунальные платежи, ГСМ, костюмы, инструменты, оборудование — мы должны заработать сами. Не скрою, положение сложное. Не хватает нам и талантливых, высокопрофессиональных менеджеров, которые могли бы воплотить наши идеи в жизнь.
Вы же видите, на Юрия Антонова, Валерию идут, хотя билеты недешевы. Значит, мы должны предложить то, за что люди заплатят, но в своем филармоническом ключе.

— Если посмотреть на афишу, можно увидеть большое количество приглашенных артистов. Может быть, те надежды, которые вы возлагали, еще не оправдались, но это, безусловно, вызвало интерес публики.
— Да, аншлаг был на выступлении квартета им. Шостаковича, американской звезды джаза Шарон Кларк, Ирины Шведовой, «Терем-квартета». «Реквием» Моцарта в исполнении капеллы Каширского и четырех солистов из «Геликон-опера» люди слушали стоя: не хватило мест. Это лишний раз доказывает, что зрителям нужен качественный продукт.
На фестивале Архангельского выступил самый высококлассный хор в России — Владимира Минина. Зрители услышали прославленную скрипачку Надежду Токареву, итальянца Фермо Рошеньо.
На концерты цикла «Джаз-круиз плюс» ждем молодую вокалистку, саксофонистку Анну Королеву. Выступит также Марк Дробинский из Франции, москвич Андрей Колчин будет играть «Рапсодию в блюзовых тонах» Гершвина, фонд Спивакова привезет своих ребят. Словом, запланировано много интересных программ и фестивалей.

— Знаю, вы по натуре — оптимист, нужно только время, чтобы воплотить новые проекты…
— Уверен, если удастся консолидировать внутренние силы и нам дадут возможность спокойно работать, двигаясь в выбранном направлении, результаты будут.
Мне очень нравится китайская поговорка: «Когда ты почувствовал дуновение свежего ветра, нужно строить не забор, а парус». Не печалиться нужно о старом, а жить в новых условиях. Надеюсь, что музыканты филармонии это поймут и поддержат меня.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное