Как я сдавал «ворованный» металлолом

Как я сдавал «ворованный» металлолом

Без проблем сдать металл можно почти везде и, по большому счету, его происхождение всем до лампочки.

Недавно в редакцию пришла женщина.
— На даче ничего оставить нельзя! — возмущалась она. — Каждую зиму воры утаскивают кастрюли, железные емкости, помпы, трубы. Когда кончится это безобразие?  

Тема показалась мне интересной. Если с дач все пропадает, то где-то оно должно появиться! Что сейчас творится на вторичном рынке металла? Чтобы получить ответ на этот вопрос, я решил пойти на провокацию.

Черный по черному
Погрузив в свой старенький «москвич» два мотка стальной телеграфной проволоки (попросил на время у связистов), ломы, ведра, лопаты (выручили соседи), а также для чистоты эксперимента прихватив чугунный канализационный люк (взял под расписку у коммунальщиков), я отправился по приемным пунктам. 

В поисках последних пришлось объехать немало гаражных массивов. Забегая вперед, скажу: принять мои железки (без особого интереса к их происхождению) согласились почти во всех полукриминальных точках.

Иногда перед приемкой лома меня просили расколоть люк или покромсать в лапшу проволоку. Впрочем, чаще заботу о превращении хороших вещей в металлолом приемщики готовы были взять на себя. А почему в утиль сдаются вполне работоспособный насос, мотыги и лопаты, никто не спросил. Видимо, здешние ребята видели и не такое…

Конечно, о легальности таких мест приемки речь не идет. На вопрос, от какой организации они работают, приемщики либо отмалчивались, либо ссылались на мифического хозяина, у которого есть все необходимые бумаги.

— Он по делам в Москве, будет недели через две, — словно сговорившись, оправдывались сотрудники пунктов вторчермета. 

Лишь в одном месте, увидев мой груз, приемщик отказался его брать.

— Потом проблем не оберешься, — устало сказал он.

Игра по-крупному
Разобравшись с теневиками, я отправился на одну из площадок ломосбора — ООО «МашСталь».

— На весы! — даже не взглянув на привезенное барахло, бросил приемщик.

Слабая надежда на то, что «ворованное» здесь не примут, растаяла.

— А если я привез ядерный реактор? — вырвалось у меня.

— В твой драндулет не влезет, — на полном серьезе ответил мужик.

— А если это украдено с дач? — не унимался я.

— Тебе что, денег не надо?! — закипая, ответил приемщик.

Во время нашей перепалки возле пункта появилась видавшая виды «газель». Дождавшись, пока начнут выгружать вещи, я увидел, что почти весь привезенный лом состоит из фрагментов оград, электродвигателей, вполне пригодных к использованию труб и баков для воды. Впрочем, содержимое кузова никого, кроме меня, не заинтересовало…

Примерно та же картина была на другой официальной площадке приема «чернины». Итог моего путешествия неутешителен: без проблем сдать металл можно почти везде и, по большому счету, его происхождение всем до лампочки.

С невеселыми мыслями я отправился домой, где, разгрузив машину, раздал взятое напрокат имущество. 

«Железные» бароны
Закупкой черного лома в области занимаются 16 лицензированных организаций. Примерно столько же предприятий работают нелегально. Среди крупных заготовителей металла — ООО «МашСталь» и ООО «Пензавторчермет». Оборот этих организаций занимает половину рынка «чернины».

— В кризис, когда многие металлургические заводы приостановили свою работу, вторчермета стало меньше. Снизились и закупочные цены. Сейчас положение стабилизируется, — рассказал директор ООО «МашСтальПлюс» Анатолий Кармаев. — Кстати, основными поставщиками чермета на приемные пункты являются промышленные предприятия. От населения поступает лишь треть общей массы собираемого в области металла. Хотя еще несколько лет назад картина была иной. Тогда население сдавало очень много металлолома.
(Видимо, с полей уже вывезли всю ржавую, заброшенную сельхозтехнику. Остался лишь бытовой лом.)    

Что касается правил приема металлолома, то здесь руководитель категоричен:
— Мы принимаем лом только при наличии у сдатчика паспорта. И составляем подробную опись. У нас с этим строго.

— Странно. У меня-то на вашей площадке железное барахло готовы были забрать без каких-либо документов…

— Человеческий фактор, — пожал плечами Кармаев.

Люди не гибнут за металл
В областном УВД ситуацию с оборотом металлолома прокомментировали так:

— Прошли времена, когда для воровства чермета сколачивались целые банды и люди гибли за металл, — говорит и.о. заместителя начальника центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка Михаил Янголов. — Криминала в этой сфере с каждым годом становится все меньше. Сокращается и количество нелегальных приемных пунктов. Если в 2007 году теневой заготовкой лома занимались 160 человек, то сейчас их количество уменьшилось в 10 раз. Это связано и с ужесточением наказания. Если раньше теневые приемщики платили только штраф в размере от 1,5 тысячи рублей, то сейчас еще и металлолом у них конфискуют.

Несмотря на то что бесхозного железа становится меньше, для многих сельских парней поиск металлолома является весьма доходным занятием.

— В среднем за сезон я с братом сдаю чермета на 75 тысяч рублей, — рассказывает житель одного из сел Пензенского района. — У нас «воровайка» — грузовая машина с манипулятором. Пока не ляжет снег, вывозим лом с полей и из лесополос.

Как прут и везут с дач, конечно, никто журналисту не признается. Но дачное воровство никуда не делось. И выбор защиты от него невелик: либо охрана участков, либо вывоз с фазенд всего ценного.

— Из 400 садовых товариществ на охрану поставлена лишь треть, — говорит председатель регионального Союза садоводов Елена Храмцова. — Ущерб от воровства на неохраняемых дачах по-прежнему велик. Часто из-за этого люди бросают свои наделы.

Но агрессивные меры защиты (будь то пуск тока по проводам вдоль забора или рытье замаскированных ям) уголовно наказуемы. Охрану нанимать накладно, особенно в небольших дачных товариществах. И огородникам приходится уповать только на одно — авось пронесет…

Цифры
В теплое время железный лом можно сдать по 5–6 рублей за килограмм. Зимой стоимость чермета увеличивается почти в 1,5 раза.
За 10 месяцев текущего года оборот металлолома составил около 200 тысяч тонн.





Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное