Для меня лишь пой, примадонна!

Для меня лишь пой, примадонна!

Татьяна Кравченко взяла верную ноту в музыке и в жизни.

Впервые увидев Татьяну Николаевну на сцене, я сразу подумала: «Примадонна!». С каким достоинством она вышла к зрителю — будто ей предстоит петь не в скромном актовом зале вуза, а в Метрополитен-опера.

А голос! Сильное сопрано, переливающееся яркими красками, невероятное, нездешнее… Само исполнение настолько профессионально и артистично, что невольно напрашивается сравнение с блистательными Ириной Архиповой и Марией Биешу. Но больше всего, пожалуй, со знаменитой Монтсеррат Кабалье, потому что у Кравченко, как и у этой зажигательной испанки, сопрано (у Биешу – лирико-драматическое сопрано, у Архиповой было меццо-сопрано).

Как Фрося Бурлакова
Татьяна Николаевна работает на кафедре музыки и методики ее преподавания ПГПУ им. В.Г. Белинского. Познакомившись с ней поближе, понимаешь, что ничего «примадонистого» в ней нет. Она открытая, живая в общении, доброжелательная, с чувством юмора.

— Я же с детьми работаю, со студентами, — говорит Татьяна Николаевна. — С ними нельзя фальшивить. Считаю, отыграл роль на сцене — оставь образ там. А то придет ко мне ученик, а я ему голосом «примадонны»: «Ну-ка, деточка, открой рот шире, опусти вниз корень языка и подъязычную кость, почувствуй, как сокращается диафрагма, и вперед – пой». Да он от меня сбежит после первого же занятия!

Кравченко не является профессиональной сольной певицей. Музыкальную школу закончила по классу фортепиано. По консерваторскому диплому — дирижер-хоровик (дирижерскому мастерству Татьяна Николаевна училась в Казани у выдающегося музыканта, заслуженного деятеля искусств РФ Семена Казачкова).

На вступительных экзаменах в Пензенском музыкальном училище она народным голосом спела русскую песню «Утушка луговая».
— Ну-с, а что вы еще можете? — поинтересовался зав. дирижерским отделением Владимир Рыдванский.

Она присела за рояль и совсем в другой манере исполнила чувственный романс под собственный аккомпанемент. Эпизод почти в точности повторил сцену из любимого народом фильма «Приходите завтра», когда Фрося Бурлакова покорила профессора сначала песней «Вдоль по Питерской», а затем каватиной Розины из оперы «Севильский цирюльник». И, конечно же, это заметил Рыдванский, сравнив Татьяну с героиней картины: великолепный голос от природы плюс живая непосредственность.

— У нас в роду все женщины хорошо пели. Моя мама — донская казачка, и голос у нее звучал всегда вольно, широко. Помню и бабушкино протяжное исполнение. Ну а я, наверное, унаследовала талант их обеих.

Многие видные деятели искусств прочили Татьяне Кравченко карьеру оперной дивы, но она предпочла семью и скромную профессию преподавателя музыки. Еще в училище она вышла замуж, в Казанскую консерваторию поступали вместе с мужем.

Вскоре у молодой студенческой пары родились двойняшки — Маша и Коля. Супругам по-хорошему завидовали: как здорово — сразу и мальчик, и девочка!

— Отныне и навсегда я почувствовала ответственность за моих двойняшек, — рассказывает Татьяна Николаевна. — А представляете, что такое жизнь оперной певицы: постоянные разъезды, гастроли, детей неделями не видишь… Для меня уроком на всю жизнь стало горькое признание знаменитой киноактрисы Нонны Мордюковой: «Я в профессии состоялась, а сына потеряла».

Проверка на прочность
После окончания консерватории Татьяну с мужем направили по распределению в музыкальную школу поселка Остромечево Брестской области (Белоруссия). Молодых специалистов приняли с распростертыми объятиями, выделили семье роскошный коттедж. Татьяне неожиданно для нее самой предложили должность директора школы. А спустя некоторое время из Казани пришло приглашение Семена Абрамовича Казачкова.

— Вновь работать под началом любимого учителя! Мы решили вернуться в Казань, тем более в Брестской области сложилась не вполне благополучная экологическая обстановка — дала о себе знать катастрофа на Чернобыльской АЭС, — вспоминает Татьяна Николаевна. — В Татарстане началось мое становление как серьезного музыканта. Сначала я возглавляла хор мальчиков в капелле им. Ф.М. Шаляпина, а затем меня пригласили в музыкальную спецшколу для одаренных детей при Казанской государственной консерватории руководителем младшего и старшего хоров.

Кравченко в те годы давала и много сольных концертов, у нее появились постоянные поклонники.

Но вдруг судьба решила проверить ее на прочность. После одиннадцати счастливых лет в одночасье распался брак. Это был удар.

— Перенести разрыв с мужем мне помогла музыка. Я как одержимая окунулась в работу. Больше концертов, дополнительных занятий с моими подопечными…Как важно для меня на тот момент было ощущать свою нужность, востребованность!

А в родной Пензе, куда Татьяна Николаевна с детьми вернулась в смутные 90-е, все пришлось начинать с нуля. На тот момент она смогла найти только место преподавателя дополнительных дисциплин в лингвистической гимназии №6.

Школьники полюбили ее с первого же урока. Ну как мог не понравиться учитель, который очень похоже пародирует звезд эстрады, умеет разговаривать, как заяц или мышка из мультика, а оперные арии не в магнитофонной записи дает слушать, а поет сама!

Я даже позавидовала тем, давно ставшим взрослыми ребятам и сегодняшним воспитанникам Кравченко, когда Татьяна Николаевна прервала ненадолго нашу беседу и спела за роялем трогательную детскую песенку в лицах:
Веселая мышка в рояле жила.
Она музыкальною мышкой была.
И часто под звуки рояля
Пищала она: «Тра-ля-ля-ля».

Учитель XXI века
Чтобы обеспечить достойную жизнь своим двойняшкам, Кравченко подрабатывала где только могла, давала частные уроки. Халтурить она не умеет в принципе, поэтому везде выкладывалась на полную катушку:
— Я не талантливая, я просто трудоголик.

Но даже металл подвержен усталости… В мае 2002 года Татьяна Николаевна тяжело заболела.
— Спасибо моим дорогим деткам, которые ухаживали за мной, друзьям, не оставившим меня в беде. Благодаря им всем я с Божьей помощью довольно быстро восстановилась. Да так, что через пять месяцев смогла поехать с классом своей коллеги Валентины Емелиной, в котором преподавала музыку, на Международный конкурс-фестиваль им. Д.Б. Кабалевского «Учитель музыки XXI века».

Это был триумф! Кравченко блестяще провела открытый урок в знаменитом Рахманиновском зале Московской консерватории, покорив членов жюри и зрителей. Ей присудили Гран-при и еще четыре почетных диплома.

Педагогической удачей Татьяна Николаевна также считает участие своей воспитанницы, исполнительницы народных песен Юлии Кулиевой в некогда популярном телевизионном конкурсе-шоу Юрия Николаева «Утренняя звезда». Девочка достойно представила Пензу на всю страну, выступив на одни пятерки.

Татьяна Николаевна по-прежнему работает без выходных, преподавая в ПГПУ и музыкальной школе №1, пишет научную работу. Да и любимым внукам нужно время уделить.

— Но это такие приятные хлопоты! Жаль только, что в сутках всего 24 часа.

Друзья зовут ее Танюшкой и Танюсиком. Много лет тому назад, в Казани, когда она родила близнецов, однокурсники дали ей шутливое прозвище Медведица. В более зрелом возрасте известный скульптор Борис Кочаровский охарактеризовал ее как «женский вариант Ильи Муромца». Журналисты называют пензенской Монтсеррат Кабалье. И каждое прозвище по-своему характеризует Татьяну Николаевну. Хорошая мама и бабушка, добрый друг… Сильная женщина со стойким характером… Талантливый педагог, прекрасная певица, музыкант… И все-таки — Примадонна!

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное