В охранном бизнесе сегодня трудятся около 3 тысяч пензенцев

В охранном бизнесе сегодня трудятся около 3 тысяч пензенцев

Целая армия здоровых, физически крепких мужчин в пиджаках или форменной одежде — цвет нации — занимаются тем, что скучают на вахтах и проходных, охраняют витрины с духами и туалетной бумагой, прозябают у ворот крутых особняков, сопровождают в качестве бодигардов крупных предпринимателей.
10 ноября 2010 года Совет Федерации одобрил поправки к Закону «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». В частности, сотрудникам ЧОПов теперь разрешено применять физическую силу.

Правда, при этом оговаривается, что всякое физическое воздействие со стороны частных стражей порядка не должно нарушать конституционные права и свободы человека.

Понятие «частный охранник» появилось в России в лихие 90-е. В стране начались обвальная приватизация, передел собственности, новым хозяевам предприятий  требовалась защита от криминальных структур. Собственно, и первая редакция  упомянутого закона была принята в 1992 году. Несмотря на то что организованная преступность со временем сошла на нет, востребованность этой профессии не упала. Охранный бизнес продолжал успешно развиваться и стал, по сути, отдельным сектором экономики.

Сейчас в нашей стране функционирует около 30 тысяч негосударственных охранных структур безопасности, в которых работают более  745 тысяч частных охранников. А всего охранников в российских компаниях (по разным данным) — до 5 миллионов человек.

— В Пензенской области зарегистрировано 145 частных охранных предприятий, — уточняет начальник отдела лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной и охранной деятельностью при УВД по Пензенской области Сергей Климов. — В настоящий момент деятельность 52 предприятий приостановлена — просто нет объектов, которые требуется охранять. Всего в ЧОПах региона трудятся около 3 тысяч человек.

Целая армия здоровых, физически крепких мужчин в пиджаках или форменной одежде — цвет нации — занимаются тем, что скучают на вахтах и проходных, охраняют витрины с духами и туалетной бумагой, прозябают у ворот крутых особняков, сопровождают в качестве бодигардов крупных предпринимателей и чиновников.

Кто идет в охрану

Почему же огромное число молодых мужчин не желают заниматься созидательным трудом, а идут в охрану? Может, потому, что в последние годы  охрана стала символом безделья и легких денег? Ведь для того чтобы стать охранником, не надо несколько лет учиться в вузе или колледже, осваивать профессию на производстве. Шесть недель обучения – и, пожалуйста, получай удостоверение охранника.

Благо спрос на рабочую силу в охранном бизнесе не иссякает. Задайте в интернет-поисковике строку «Вакансии охранника», тотчас увидите тысячи предложений во всех городах и весях нашей необъятной родины. Пенза в этом плане не исключение.
— У нас, как мне кажется, пол-Пензы работает в торговле, а другая половина следит за порядком в бесчисленных магазинах и торговых центрах, — считает чоповец Антон.

— Устроиться к нам на работу пытается кто угодно, — делится кадровыми проблемами генеральный директор одного из частных охранных предприятий. — К примеру, мама приводит сына: «Возьмите его, пожалуйста, он только из армии пришел, пьет-гуляет, ничего не умеет делать. Может быть, пусть что-нибудь охраняет?». Кандидат на должность охранника сдает элементарные тесты. Но даже на вопрос, назовите день рождения вашей матери, ответить порой не может. Таких, конечно, на работу мы не берем. Некоторые даже заявление от руки заполнить не могут. Не говоря уже о коммуникабельности. Если человек не может сформулировать предложение — ему не место в охране. Тем не менее приходится рассматривать все кандидатуры. Честно: выбираем лучших среди худших!

Некоторые нечистоплотные ЧОПы сами обеспечивают текучку кадров. Обманывают парней, тем и живут. Пример. Нанялся на работу в ЧОП деревенский парень. Зарплату обещали 9 тысяч рублей. Проходит месяц, старшие коллеги его провоцируют: «Давай, наливай, месяц уже работаешь! Надо это дело отметить!». Все это происходит, разумеется, во время дежурства. Парень выпивает с новыми друзьями. Тут же приезжает проверка, охранника штрафуют на оклад и вышвыривают без выходного пособия. А затем принимается такой же деревенский оболтус. Получается, люди работают, а деньги не получают.

«Откаты» в цене
Частные охранные структуры создают в основном бывшие военные, милиционеры, работники других силовых ведомств. Чтобы выжить на перенасыщенном рынке охранных услуг, многие ЧОПы готовы демпинговать, платить откаты, давать взятки, лишь бы получить выгодный контракт.

— Мы однажды просто не дошли до тендера, хотя все наши документы были в порядке, — продолжает наш собеседник — генеральный директор пензенского ЧОПа. — Собственнику все равно, какой ЧОП будет этот объект охранять. Вопрос в том, кто больше даст денег ему лично. Бывает, это происходит одноразово. Но есть и ЧОПы, которые платят начальникам службы безопасности охраняемых объектов ежемесячно. Так на корню «зарубается» вся система тендеров и превращается в систему откатов. Конкуренция в нашем деле должна быть. Но профессиональная и обоснованная.

«Диверсия» по заданию редакции

Как сообщила старший референт пресс-службы УВД Елена Немкина, бросаться грудью на защиту чужой жизни пензенским чоповцам не приходилось. Зато они не раз спасали чужое имущество. Например, в один из супермаркетов проникли трое любителей наживы. Они распихали по карманам и за пазуху изрядное количество товаров и собирались тайком пронести их через кассу. Манипуляции троицы заметил охранник. И, хотя воры предлагали ему большую взятку за то, чтобы он «замял» дело, честный мужчина вызвал милицию и сдал преступников.

Но есть и другие примеры. Часто приходится замечать, как бравые мужчины скучают на посту, уткнувшись в экран маленького телевизора  или прихваченную из дома книжку. А есть ли толк в такой охране?

Взяв собой большой черный пакет, в котором (для объема) лежали шапка, шарф и газеты, журналист нашей газеты отправился на разведку. Первый пункт — большой торговый центр. Охранник шагал взад и вперед по второму этажу, бросая взгляды на отдел мехов. Оставив свой пакет возле витрины, журналист отправился за пирожком в кафе, расположенное за углом, в этом же торговом центре.

Стоя в очереди,  он ждал, что раздастся вой сирен и приедет милиция, чтобы проверить, нет ли в оставленном бауле чего подозрительного. Но милицию никто не вызвал.

Сегодня без охранника не обходится ни одна школа и больница. Мы наведались в три учебных заведения и одну больницу. В больнице удалось разжалобить охранника, и он пропустил журналиста внутрь. Во все три школы также удалось пробраться без особых проблем. В одной охранник отсутствовал, в двух других «диверсантов» пропустили, записав в журнал имя, фамилию и паспортные данные.

Известно, что учреждения образования и здравоохранения заключают договора на охрану объектов только после проведения соответствующих тендеров. Может быть, стоит более внимательно относиться к заключению такого рода контрактов? Ведь организации, действующие в сфере охраны, очень разнятся как по степени технической оснащенности, так и по квалификации кадров. И дешевизна охранных услуг,  когда речь идет о безопасности детей и беспомощных больных людей, не должна служить главным критерием в выборе поставщика таких услуг.

Если близко воробей, мы готовим пушку…
Охраняя капиталистическую собственность, некоторые охранники проявляют излишнее рвение. И тогда в торговых залах супермаркетов разыгрываются некрасивые сцены.

В одном пензенском магазине на кассе задержали покупательницу — педагога со стажем. Наметанным взглядом охранник распознал в учительнице воровку и потребовал открыть сумку. Женщина отказалась. Тогда ее препроводили в подвал, где предложили показать содержимое авоськи. Процесс сопровождался руганью. Конечно, после такого «сервиса» педагог почувствовала себя униженной и оскорбленной. Как следствие — была составлена жалоба на имя директора магазина. Известно, что дело завершилось по взаимному согласию.

Зимой в  редакцию обратилась женщина. Грозный страж на входе в торговый зал заставил ее оставить в ячейке камеры хранения сумку с магнитолой. Вернувшись через несколько минут, она обнаружила в закрытой(!) ячейке абсолютно чужой пакет. Магнитолы и след простыл.  Она с надеждой обратилась к охраннику. Но тот ответил, что за сохранность вещей в камере хранения ответственности не несет.

Женщина потребовала показать запись камеры видеонаблюдения. Увы, камера существовала только на грозном объявлении. Дело закончилось практически ничем. Вызванные на место  сотрудники милиции составили претензию. На руководство арендодателя.  На этом – все.

Не имеют права!
— Магазины и их охранники пользуются неграмотностью покупателей в правовых вопросах, — комментирует ситуацию начальник юридического отдела ОО «Пензенский союз потребителей (городской)» Ольга Антонова. — Охранники не имеют права требовать, чтобы вы сдавали сумку на хранение, даже если у вас чемоданище размером больше вас. Также они не должны открывать вашу сумку и обыскивать вас. По закону сотрудник ЧОПа может лишь задержать покупателя, подозреваемого в краже, и вызвать милицию. Только милиционеры могут произвести досмотр личных вещей с составлением протокола. Кстати, если досмотр результатов не принес, покупатель вправе взять копию милицейского протокола и написать заявление на имя директора магазина с требованием возмещения морального вреда.

Знайте, что, заставляя сдавать сумки в камеру хранения, работники торговли нарушают принцип свободы заключения договора, который прописан в статье 421 Гражданского кодекса (ГК РФ).

— В ситуации, когда вас не пускают в магазин с сумкой, требуйте книгу жалоб и предложений, — советуют юристы. — В ней вы можете указать, что ваши права были нарушены. Ведь согласно ст. 426 ГК РФ магазин не может отказать гражданину сделать покупку, если имеет возможность продать соответствующий товар или оказать услугу. Занесенная в зал сумка продаже не препятствует!

Если же вы сдали сумку в камеру хранения, то в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» это означает, что вы заключили публичный договор о безвозмездном предоставлении магазином услуг по хранению вещей покупателя. А в соответствии со статьей 886 ГК РФ по договору хранения «одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной… и возвратить эту вещь в сохранности».

На вопрос, кто должен нести ответственность за исчезновение вещей из камер хранения супермаркетов, ответ следует искать в договорах, заключенных между магазином и охранным предприятием или организацией. Здесь возможны два варианта. Либо заключается договор о полной материальной ответственности охранного предприятия. Тогда за камерами хранения должны следить охранники и они же возмещать ущерб в случае воровства. Либо по договору ответственность за вещи покупателей, находящиеся в камерах хранения, несет сама торговая точка. Тогда магазин должен выставлять возле этих камер своих сотрудников, которые бы контролировали, чтобы воры «не уводили» наши с вами вещи.

Люди или техника?
Люди в черном сегодня встречают нас на каждом шагу и в праздники, и в будни. Это они требуют немедленно сдать сумку в камеру хранения, ощупывают нас мрачным недоверчивым взглядом при входе и выходе из магазинов и аптек. Их испытующий взор вопрошает: «А не вор ли ты?». У нас возникает ответный вопрос: а зачем нам нужны охранники в таком количестве? Ведь, в конечном счете, их содержим мы с вами: стоимость услуг охраны ложится на стоимость товаров, которые мы покупаем. Не достаточно ли электронных устройств, камер слежения, кнопок тревожной сигнализации, которыми напичканы помещения?

По признанию экспертов, российский охранный бизнес отличается от общемирового тем, что у нас используют меньше техники и больше людей. В России до сих пор различают физическую охрану и пультовую. На Западе это единая услуга: техника охраняет, а люди реагируют на ее сигналы. Тогда как западные частные охранные агентства регулярно обновляют и наращивают технический арсенал, наши обновляют и наращивают штатную численность. В основном за счет провинциальных парней, которые бросают родные заводы, поля и фермы и едут в Москву за легкими деньгами.

Может, нам стоит извлечь уроки из мировой практики?  Глядишь, тогда и в России будет больше механизаторов и слесарей, водителей и шахтеров. Ведь именно они делают экономику, а не скучающие парни с надписью «охрана» на груди. Которым к тому же будет разрешено применять против нас с вами физическую силу.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное