Америку пензенцы сменили на Неверкино

Америку пензенцы сменили на Неверкино

После семи лет жизни за океаном семья Биксалиевых вернулась в нашу область.
Несколько лет назад подобные истории были редкостью. Наоборот, люди бежали в город, утверждая, что на селе – ни работы, ни условий для нормальной жизни. Слово «нормальной» произносили с нажимом. Это их оправдывало. Как и главный лозунг современности: «Бери от жизни все!». Что на селе возьмешь? Грязь, скукота, алкаши… А в городе – столько возможностей!

Руслан Биксалиев разбил эти убеждения в пух и прах первой же фразой:
– Все возможности – здесь! Чем можно заняться в городе? Только торговлей: выгадывать копейки на перепродаже или всю жизнь пахать «на дядю». А что-то на самом деле стоящее можно создать только в деревне.

Руслан похож на американского фермера. То ли от рождения такой, то ли еще не «обрусел». Семь лет «за бугром» кого хочешь переделают.

Вообще, о жизни за океаном он никогда не мечтал. Так вышло. Стажировку за границей ему, студенту Орловского госагроуниверситета, предложили в деканате. Долго думать не стал: полгода провел на шведской ферме, а спустя год, уже дипломированным специалистом, он выехал в Америку.

– Перед поездкой проходили жесткий «кастинг». – Руслан смеется. – Экзамен на английском, собеседование на русском и… тест на знание «рогов и копыт». Именно так. Многие желающие выехать за рубеж даже не знали, где у коровы вымя. Но так хотели покинуть страну, что записывались в фермеры.

Выхода нет
Биксалиев начал работать на ферме в американском штате Висконсин. Он и еще один русский парень ухаживали за… 500 коровами.

– В наших условиях такое невозможно, – замечает Руслан. – А там все автоматизировано.

Но легко не было. Физический труд с пяти утра до семи вечера и всего два выходных в месяц.

– Как рабы на плантациях, – непроизвольно вырывается у меня. – А вы не думали, что, если так работать в России, будете жить ничем не хуже?

– Первый год было интересно, усталости даже не чувствовал, – Биксалиев засовывает руки в карманы. – А потом не было выхода: перевез в Америку семью – жену и двоих детей. Чтобы получить вид на жительство, не имел права менять работу. 

– Но и без плюсов не обошлось. – Руслан опять смеется. – За все семь лет, что мы там провели, ни разу не ходил к врачу… В таком тонусе себя держал!

Биксалиевы жили в деревянном особнячке, в небольшом городке Хартфорде. По размерам и количеству населения он напоминал Неверкино. Только вот «импортная» коммунальная и социальная инфраструктура были не в пример нашим.

– Дороги – идеальные, дет­ские площадки – новые, без поломок, красивые парки с заасфальтированными тропинками, – вступает в разговор жена Руслана.

– На 5 тысяч населения – 11 футбольных полей! – подхватывает супруг. – Играть можно было бесплатно в любое время дня.

При всем при этом, по словам Руслана, счастливая заокеанская жизнь – это миф. Трудностей хватает даже для американских подданных. Да, они неплохо зарабатывают, да, живут в загородных домах. Но какой ценой это достается? Ипотека на 40 лет, бесконечные кредиты и работа, работа, работа… Замкнутый круг. Споткнешься – и мгновенно окажешься на обочине жизни.

Через несколько лет после переезда Биксалиевы затосковали по России. Проводили редкие выходные перед телевизором – пересматривали советские комедии и мультфильмы. Слушали группу «Любэ». И, выезжая за пределы города, искали какой-нибудь «русский» пейзаж с березками и осинами. Выходили из машины, стояли молча. И однажды поняли: хватит, пора возвращаться.

Энергичных людей не хватает
Вопроса, где дальше жить, даже не возникало. Конечно, в Неверкино, на родине Руслана! Ирина хоть и выросла в городе, но за несколько лет успела привыкнуть к сельской жизни.

В районном центре Биксалиевы уже несколько месяцев. Этого времени им хватило, чтобы начать строить большой дом и открыть свой бизнес. Ирина организовала в центре поселка салон цветов, Руслан занялся сбором и вывозом вторсырья. В Неверкино, как и в других районных центрах, с этим была большая проблема: кучи бытового хлама в оврагах год от года росли, а человека, готового делать на этом деньги, не находилось.

– Людей инициативных у нас не хватает, – вздыхает замглавы районной администрации Наталья Кузьмина. – Мы с Русланом учились в одном классе, из нашего потока только мы в Неверкино и остались. Остальные растворились в больших городах. И, приезжая на лето, только иронизируют: разве можно здесь жить?

– А я не понимаю, как жить в мегаполисе, – чеканит слова Руслан. – Мне и в Пензе воздуха не хватает, что уж про Москву говорить! Движение – жуть, суматоха… И за этим люди уезжают?!

Он не отрицает, что проблем на селе хватает. Вспоминает, как летом каждый день колесил по Неверкино с канистрами – искал, где можно набрать воды. Рассказывает, что устал ремонтировать машину: она не выдерживает испытаний местными дорогами. Говорит по-мужски, скупо и сдержанно. И напоследок философски замечает:

– На себе убедился: там хорошо, где нас нет. Люди бегут в город за лучшей жизнью, но находят там не меньше проблем. На самом деле вариантов немного: или жаловаться и ждать, что тебе помогут, или менять условия самому. Я выбрал второе. Да к тому же, здесь гораздо проще – люди рядом свои, родные. Одно это греет.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное