В области заросло бурьяном и не обрабатывается более 500 тысяч гектаров пашни

В области заросло бурьяном и не обрабатывается более 500 тысяч гектаров пашни

Это четверть земель сельхозназначения.

Как-то в Вадинске я стал свидетелем разговора деревенских мужиков. Два соседа грустно курили, сидя на лавочке.
– Эх, зачем мы наши паи москвичам продали? – вздыхал один. – Пропадает землица-то, зарастает…
– Так ведь без копейки сидели, – вторил другой. – Думали, придут хозяева, начнут пахать, сеять, и нам работа какая-нибудь найдется…
И несостоявшиеся трудяги достали откуда-то из-под лавки бутылку с самогонкой, выпили и закусили огурцом с грядки.

От чего зависит жизнь на селе? Ответ прост: от земли. Есть на ней работа – и люди будут при деле и в достатке. Где поля колосятся – там и заработок найдется. Ну а где пашни березками да бурьяном заросли, жизнь остановилась…      
Делить земельный пирог в стране начали в начале 90-х годов. Тогда при разделе имущества обанкротившихся колхозов-совхозов пашня в виде паев была распределена между членами трудовых коллективов. Люди становились обладателями огромных наделов, имея для их обработки лишь мотыгу да лопату. Естественно, что при первой же возможности многие сельчане поспешили избавиться от земли, как от обузы.

Масла в огонь подливали столичные бизнесмены. «Только мы сможем навести на земле порядок! – сулили они, скупая наделы у обнищавших крестьян. – Будут вам и деньги, будет и работа».
И люди поверили. Однако скоро радость сменилась разочарованием. Шли годы, земля зарастала. В поисках лучшей доли народ стал разбегаться кто куда – лишь бы прокормить семью.  

Доходное вложение
К сожалению, массовая продажа сельскохозяйственных угодий в отдельных случаях привела к формированию класса земельных спекулянтов. Земля-матушка стала товаром, обладание которым сулит неплохие барыши. Ее стоимость постоянно растет. В нашей области за три года средняя цена плодородного гектара увеличилась в несколько раз. Такой рост доходов не даст ни один банк, а значит, лучшего размещения для инвестиций не придумать…

В нашем регионе работает несколько крупных агрофирм. Как правило, все они пользуются землей на правах долгосрочной аренды и добросовестно ведут дело, обрабатывая все принадлежащие им земли. Ударная работа таких компаний, как «Евросервис Беково», ООО «Красная Горка», ЗАО «Петровский хлеб» и других, приносит в бюджет солидные отчисления, дает людям работу и достойный заработок. Но есть и невеселый опыт.

Земельная чехарда
Среди нерадивых хозяев пашни – группа компаний «ГЕО». Уже несколько лет ее подразделения арендуют у столичных ленд-лордов земли в 11 районах области. В общей сложности компании принадлежит свыше 125 тысяч гектаров пашни.  Из них 53 тысячи гектаров возделываются малоэффективно, а то и вовсе пустуют.

– В нашем районе фирма не обрабатывает и половину своих угодий, – говорит начальник отдела сельского хозяйства администрации Малой Сердобы Александр Юняшин. – Отговорка одна: нет денег.   
В Вадинском районе ситуация не лучше. Здешнее подразделение группы компании «ГЕО» – «ГЕО-2» – уже два года не обрабатывает принадлежащую им пашню в 29 тысяч гектаров.

– Руководство фирмы-арендатора ссылается на то, что сейчас проходит процедуру банкротства, – говорит главный специалист юридического отдела местной администрации Татьяна Старцева. – А найти настоящих хозяев земли не так-то просто.
По словам Татьяны Васильевны, за несколько лет земельные массивы переоформлялись несколько раз. Найти крайнего в такой чехарде сложно даже квалифицированным юристам.

Когда Фемида бессильна
Сельскохозяйственные земли продавались и отдавались в аренду со строгим, оговоренным в законе условием: если поля не использовалась в течение трех лет по назначению, их через суд изымут у собственника.

Хитроумные латифундисты нашли выход из этой ситуации просто: к этому сроку стали переоформлять наделы. Именно по этой причине в нашей области прецедентов принудительного изъятия земель пока не было.

Кстати, не так уж сложно и сымитировать целевое назначение. Достаточно раз в год провести легкую обработку поля от сорняков или несколько раз выгнать на выпас коров.

Отнять землю можно и за неуплату земельного налога. Впрочем, здесь к латифундистам не подкопаешься: платежи отчисляются в бюджет исправно. 
Проблема неэффективного использования сельхозугодий приобрела размах национального бедствия. Особенно от нашествия земельных спекулянтов страдают южные регионы, где рыночная стоимость плодородных почв доходит до
3 тысяч долларов за гектар!

Бег по кругу
Сейчас в области заросло бурьяном и не обрабатывается более 500 тысяч гектаров пашни – четверть земель сельхозназначения.
Как заставить собственников не относиться к земле как к банковскому вкладу, а использовать ее на общее благо? В областном минсельхозе считают, что надо в несколько раз увеличить земельный налог на «простаивающие» земли.

С подобным предложением в Госдуму в 2008 году вышли несколько регионов страны (и Пензенский в том числе). Непонятно, чем руководствовались законодатели, но прогрессивные поправки в закон не прошли.

Еще один вариант возврата земли в дело  – чтобы ее у собственников арендовали успешные фермеры. Многим из них уже тесно на имеющихся площадях, и они готовы расширять бизнес. К сожалению, хорошая идея разбивается о высокую планку арендной платы, которую большинству хозяйств не осилить.

Вот и зарастает молодыми елками и сорняками земля-кормилица. Регион недосчитывается рабочих мест. На пустующих участках не производится сельхозпродукция, и от припасенных собственниками «на  черный день» лакомых кусков земельного пирога районы не получают подоходного налога.

Если в ближайшее время отношение к земле кардинальным образом не изменится, то нас ждет глобальная экономическая и экологическая катастрофа.

Начало положено
Возврат необрабатываемых земель сельхозназначения на территории всей страны идет со скрипом. Тем не менее прецеденты уже имеются.
Впервые в России подобное судебное решение в пользу государства было вынесено в Новосибирской области.  Тамошние эксперты заподозрили, что часть сельхозугодий хозяева собрались продать на дачные участки.

В феврале 2010 года Арбитражный суд Новосибирской области вынес решение об изъятии двух участков земли, находившихся в собственности крестьянско-фермерских хозяйств. Местное управление Россельхознадзора заявило, что «земля на протяжении ряда лет не использовалась по своему целевому назначению и заросла сорной растительностью». Государство забрало у собственников 50 гектаров земли.

За этим фактом последовали и другие. Начали изымать земельные участки в Пермской, Московской, Ленинградской областях. Конечно, возвращенные по суду территории – капли в море по сравнению с объемами зарастающей земли. Но начало положено.

Мнения
Рафик ХАЛИКОВ, начальник отдела земельных отношений областного управления Россельхознадзора:
– Решению земельного вопроса мешает слабое законодательство. Сейчас в нем можно найти массу лазеек для ухода от ответственности. Часто доказать неэффективное использование земли практически невозможно. Пока закон не будет модернизирован, земельная проблема решена не будет.
Валентин БОБРОВ, начальник отдела развития АПК областного министерства сельского хозяйства:

– Вернуть земли в сельхозоборот с каждым годом становится все труднее. Неиспользуемые угодья быстро становятся залежными. Зарастают деревьями и кустарником. Пройдет еще несколько лет – и на месте бывших полей появятся леса. И уже никакой инвестор не согласится осваивать эту землю.


Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное