Присяжные оправдали пензенца, обвиняемого в изнасиловании

Присяжные оправдали пензенца, обвиняемого в изнасиловании

Несмотря на собранные следствием доказательства, его признали невиновным. Чем руководствовались «судьи из народа»?

Слушание по делу окончено. 12 человек отправляются в совещательную комнату и после долгого обсуждения выносят свой вердикт. Такую картину мы видим в кино или в популярных телепередачах. Но и в реальной жизни нередко суд присяжных оказывается в центре общественного внимания.

Ночь кошмара
На днях присяжные вынесли решение по делу, которое рассматривалось в Пензенском областном суде: о жестоком избиении и изнасиловании 17-летней девушки – сердобчанки Ирины Ковалевой (все имена и фамилии изменены).

Девушка с приятелем и подругами возвращалась со дня рождения. К ним подошел незнакомец, представился Валерием. Завязался разговор. Навязчивый спутник начал приставать к Ирине, хватал ее за руки, притягивал к себе.

Когда компания начала расходиться по домам, он вдруг вынул из кармана нож, приставил к горлу Ирины и увел на глазах ее друга. Он так растерялся, что не смог ничего предпринять.

По рассказу девушки, сначала незнакомец затащил ее за гаражи, затем в лес. Всю ночь он издевался над ней, избивал, насиловал.

Когда под утро мучитель вывел девушку на дорогу, его ослепил свет фар. По счастливой случайности, в машине, ехавшей навстречу, сидели друзья Ирины, которые, опомнившись и по¬звав подмогу, стали разыскивать Ковалеву.  Бросив свою жертву, преступник скрылся.

Подозреваемого Валерия Антипова искали месяц. Задержали его в Москве. С правовой точки зрения дело казалось «железобетонным». Во-первых, Антипова опознали – и сама Ирина, и ее друзья. Был найден нож подозреваемого. На носовом платке Валерия обнаружена кровь Ирины. Результаты экспертизы указывали на причастность Антипова к преступлению.

Но подозреваемый настоял на том, чтобы его дело рассматривалось присяжными. И, несмотря на собранные следствием доказательства, те… оправдали Антипова большинством голосов: восемь «невиновен» против четырех «виновен».

Такого исхода, вероятно, не ожидал даже и сам оправданный. Во всяком случае, по свидетельствам присутствовавших на суде людей, выглядел он изумленным.

Жертва есть. Преступления нет?
Ирину Ковалеву уводили из зала суда в полубесчувственном состоянии.
– Непонятно, чем руководствовались присяжные? – разводит руками государственный обвинитель по делу Ирина Семенова. – У меня создалось впечатление, что они просто не слушали, когда речь шла о собранных доказательствах. Самое удивительное, что большинство в коллегии – преподаватели и завучи школ, женщины средних лет, у которых наверняка есть свои дети. Мало того, под сомнение поставили сам факт совершения преступления!

Присяжные не поверили в версию, которую озвучили потерпевшая и многочисленные свидетели. Антипов же попытался убедить их в том, что он просто провожал девушку. И вдруг на них напали кавказцы – его избили, Ирину изнасиловали, а затем и Валерия заставили сделать то же самое.  Эта фантастическая версия тоже не вызвала доверия у присяжных. Они решили, что преступления… не было вообще!

В результате Антипов вышел из зала суда свободным человеком.

– Ведь врачи все зафиксировали — порезы, разрывы, ссадины, кровоподтеки… Она что, сама себя изуродовала?! – плакала мать девушки Тамара Ковалева.
Родные Ирины говорят, что будут подавать кассационную жалобу. Они уверены: суд более высокой инстанции вынесет другой приговор.

Можно и слезу пустить…
Несколько лет назад Малую Сердобу всколыхнула страшная весть: убита 10-летняя школьница Маша Водовозова. Тело девочки нашли в лесополосе. По подозрению в убийстве был задержан сотрудник местного РОВД. Нашлись очевидцы, которые видели, как следом за Машей ехал милиционер на машине. Экспертиза показала, что в день смерти Маши подозреваемый был на месте преступления. На его одежде найдены волокна ее свитера…

Суд присяжных тогда решил: факт события преступления… не доказан.

«Оборотень в погонах» все-таки сел за решетку. Уже по-другому делу. Нашлась еще одна несовершеннолетняя жертва, сумевшая сбежать от своего мучителя и рассказать об этом. Но бедная мать Маши Водовозовой не может спать ночами, зная, что убийство ее доченьки осталось безнаказанным.

Другая трагедия разыгралась в Пензе, в Кривозерье. Подросток зверски забил  топором  55-летнюю женщину, чтобы ограбить ее. Он нанес жертве более 10 ударов. В суде юный убийца прикинулся паинькой и пустил слезу. Игра на жалость удалась. Присяжные оправдали казавшегося невинной овечкой подростка.

К счастью, справедливость восторжествовала, и юный Раскольников сейчас отбывает срок. Его осудили после кассационной жалобы родных убитой в Верховный суд. Он отменил оправдательный приговор.

Не исключено, что будет удовлетворена и кассация по делу Антипова. Но сейчас он – свободный человек. На законных основаниях. И от этого, честно говоря, не по себе.

Кстати, присяжные, вынося решение, не знают ничего о прошлом обвиняемого. Им не положено было знать, что до этого Антипов 4 с половиной года отсидел «по малолетке» за нанесенные отчиму тяжелые увечья, от которых тот скончался.

Это – не шоу
В России очень долго обсуждалось, нужен ли нам институт присяжных? Он введен, но вопрос не потерял остроты, и причиной тому такие вот решения присяжных.

Многие вновь высказывают мнение: вершить судьбы должны люди, являющиеся настоящими профессионалами в этой сфере.

«Штатный» судья рассматривал не один десяток подобных дел, он имеет опыт. Присяжных же перед каждым  заседанием предупреждают, чтобы они обращали внимание на факты, улики, а не на поведение преступника в суде, его слезы, внешний вид, реплики. Однако, как мы видим, обычным людям нелегко сохранять беспристрастность.

Мне не забыть горьких слов, которые сказала мать Ирины Ковалевой:
– В течение всего процесса мне казалось, что присяжные ощущали себя  участниками некоего реалити-шоу, подобного тому, что мы видим на экранах. В традициях большинства передач – оправдание обвиняемого, от греха подальше. И лишь когда моя Ирина разрыдалась после оглашения вердикта, им, кажется, стало не по себе. Одна из присяжных прошептала: «Что же мы натворили?».

Кстати
Институт присяжных введен в Пензенской области с 2003 года.
За это время они рассмотрели 19 дел. Двое из оправданных подсудимых впоследствии оказались за решеткой.
Как рассказала пресс-секретарь Пензенского областного суда Наталья Быченкова, присяжным может стать практически каждый, кто соответствует небольшому перечню требований, – от кондуктора до бизнесмена. При этом человек может даже не знать, что он вошел в число потенциальных судей до тех пор, пока его не вызовут эти обязанности исполнять. Отказ возможен только по очень веской причине.
Сейчас в области составлен список из 2500 человек. Из них перед каждым процессом выбираются около 30 кандидатов. Из этого числа – те, кто будет участвовать в процессе.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное