Мальчики — налево, девочки — направо

Мальчики — налево, девочки — направо

В кадетской школе ГО и ЧС Пензы №70 ввели раздельное обучение

— Девочки, сядьте ровненько, спинки прямые, — начинает урок учитель Наталья Анатольевна Бессонова. — Помните высказывание Чехова о том, что в человеке должно быть все прекрасно? И в тетрадях, кстати, тоже.

Год назад, когда дети ходили в школу раннего развития, педагоги просили родителей не стричь девочкам волосы. Сейчас у многих учениц косы до пояса. Идет негласное соревнование: чья прическа красивее и оригинальнее.

Для класса девочек в школе была введена новая форма. За образец взяли советский вариант: шерстяное платье и два вида фартука — черный и белый.
В классе тихо и спокойно. Пока мы беседуем с классным руководителем, девочки занимаются своими делами, время от времени с любопытством поглядывая на нас.

За стеной, в классе мальчиков, совершенно иная атмосфера.
— Тишина! — командует учитель Эльвира Хусяиновна Акчурина. — Помните о том, что мы люди военные и дисциплина для нас — прежде всего!

Эльвира Хусяиновна — человек твердого характера. Без этого не справиться с целой ватагой мальчишек.
— Мне приходится продумывать каждую минуту урока, — говорит она. — Все мальчишки очень подвижные, активные. Часто устраиваю физкультминутки, чтобы переключить их внимание. Первые два месяца было тяжело, но постепенно привыкла.

Зачем нас разделили
Идея раздельного обучения не нова. В царской России существовали мужские и женские гимназии. В советское время в крупных городах традиция продолжилась: девочек воспитывали как будущих матерей, мальчиков — как воинов. В 1954 году от этой системы отказались: все школы стали смешанного типа.

Возрождение раздельного обучения в России началось в 90-х годах прошлого века. В таком «чудо-классе» довелось учиться и мне. Это был эксперимент и продолжался он пять лет (с 5 по 9 класс). Никакой философии за всем этим не стояло: мы были единственным классом девочек в обычной школе. Учились по обычным программам.
Никаких плюсов в раздельном обучении я не видела. Кстати, многие мои одноклассницы через год-два после начала эксперимента перевелись в другие школы.

— Девчонки, вы хотите учиться вместе с мальчиками? — спрашиваю я первый «А» в начале урока. Они смеются, переглядываются.
— Мы видимся на переменах, — наконец говорит девочка с первой парты.
— А еще мы за ними иногда подглядываем в дверь! — признается ее соседка.

Более категорична Лиза Васякина:
— Хорошо, что у нас их нет: они когда дерутся, катаются прямо по полу. А еще дергают девочек за косы.

Чему учат в школе
Профильное образование ГО и ЧС началось в школе №70 с
1999 года. Девочек в классах немного. Они хоть и занимались с мальчиками наравне, но все равно потом выбирали «женские» профессии — юриста, врача и т. д. А в администрации школы делали выводы: не всем девочкам подходит такой тип обучения и воспитания и далеко не всем он нужен.

Три года назад директор школы Евгений Выборнов загорелся идеей раздельного обучения.
— Меня тревожит, что современные девочки-подростки хотят быть похожими на мальчиков, — объясняет он. — Сейчас модно одеваться в джинсы и куртки, ходить с рюкзаками и даже курить, ругаться, выпивать. Мне же хочется, чтобы мы воспитывали девочек нежных, романтичных, как в романах Тургенева. И при этом с деловой хваткой, чтобы они не потерялись в жизни.

Прежде чем ввести изменения в учебный процесс, Выборнов долго и серьезно изучал все «за» и «против». В разговоре он так и сыплет цифрами и фактами. Говорит, что уровень воспитанности и образованности детей в классах с раздельным обучением значительно выше, чем при традиционном совместном.
— А если рассуждать глобально, я считаю, Пенза доросла до женской классической гимназии, — продолжает директор школы. — Открыть ее — моя мечта. Но для воплощения ее в жизнь нужно создать основу.

Самый интересный класс
В этом году в школе набрали по одному классу мальчиков и девочек — по 26 человек в каждом. Раздельны только уроки, на переменах, экскурсиях, общешкольных мероприятиях все вместе. Одинакова учебная программа. А вот факультативы разные. Девочки занимаются хореографией, изучают английский язык, этикет и посещают кружок «кукольный театр». У мальчиков — спортивное ориентирование, строевая подготовка, основы туризма и ОБЖ.

Наталья Анатольевна говорит, что это ее последний класс (через три года она выйдет на пенсию), но один из самых интересных.
— Девочки даже отвечают творчески: у них образный язык, яркие сравнения, — продолжает она. — А как любопытно наблюдать за женской логикой: она проявляется уже в этом возрасте!

Почему мужчины лежат на диване
— В наше время мы путаем свои роли: женщины берутся за молоток, мужчины забывают о том, что должны содержать семью, — рассуждает учитель первого «Б» Эльвира Акчурина. — А если мальчикам с первого класса внушать, что мужчина — это прежде всего защитник и кормилец, воспитывать в этом духе, то это войдет в их сознание на всю жизнь.

Со своими учениками она говорит об уважении к слабому полу. Если девочка несет сумку, нужно помочь. Если она упала, надо помочь ей подняться.
— Идея раздельного обучения мне нравится, — делится Эльвира Хусяиновна. — По моим наблюдениям, на фоне девочек, умниц и отличниц, мальчики незаметны и часто теряют чувство собственного достоинства. Подражают девочкам — их стремлению услужить и понравиться, — продолжает педагог. — Другими словами, мальчики развиваются «по женскому типу». А в мужском классе у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность. Словом, они растут Настоящими мужчинами.

…Администрация школы планирует продолжать проект: теперь каждое 1 сентября в учебном заведении будут открываться по два класса — для мальчиков и для девочек.

ГОВОРЯТ ПСИХОЛОГИ
Эффективность раздельного обучения объясняется тем, что девочки и мальчики воспринимают учебный материал по-разному. На первом месте у мальчиков — логика, а у девочек — эмоциональная составляющая. Оказалось, если слегка изменить способ подачи материала в раздельных классах, то можно добиться внушительных успехов. Поднимается самооценка школьников, общая успеваемость и самоуважение.

По мнению психологов, главная опасность раздельного обучения заключается в том, что ребенок попадает в искусственно созданную среду, а значит, не проходит через все необходимые трудности психологического роста. С другой стороны, успех или неудачи человека в личной и семейной жизни в большей степени зависят от атмосферы в его собственной семье, чем от отношений с одноклассниками.

Автор: Ирина БАЛАШОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное