На сцене нового драмтеатра - спектакли Валерия Беляковича

На сцене нового драмтеатра  - спектакли Валерия Беляковича

Новые формы, о которых так тосковал доктор Чехов, наконец-то найдены. Они подразумевают синтетического актера, актера-марионетку», – провозглашает герой спектакля «Куклы». Трагифарс по мотивам пьесы испанского драматурга Хасинто Грау «Синьор Пигмалион» – второй спектакль, который показал московский Театр на Юго-Западе.

Эта особая работа режиссера, художественного руководителя Валерия Беляковича – о становлении театра и крушении иллюзий. Московские критики назвали спектакль исповедальным. К 2004 году Белякович уже настолько намучился от того, что театр погибает без нового здания (это острая тема для режиссера и по сей день), что всю свою страсть и боль выплеснул в постановке  «Куклы».

В Испанию – страну Сервантеса и Лопе де Вега – привозят кукольное шоу. Новый Карабас-Барабас готов заменить живых артистов механическими зомби. Ведь они могут давать по пять представлений подряд, универсальны, безупречны и предсказуемы. Им подвластен весь мировой репертуар – от Аристофана до Шекспира, все жанры – от драмы до балета. Куклы должны покорить весь мир.

Валерий Белякович соединил в этой постановке философию, мистику и реальность. Каждый зритель мог выбрать для себя что-то из этого ряда. Кто-то увидел будущее мира, завоеванного монстрами, способными только выполнять команды своего хозяина, забывшими о вечных ценностях – любви, чести, верности, доброте. Кому-то действо показалось притчей о свободе, а кто-то, не вникая в сюжет, просто наслаждался картинкой, игрой актеров, куклами – сладким Херувимом (Олег Леушин), брутальным Педро Каина (Андрей Матошин), истерично-соблазнительной Помпониной (Карина Дымонт).

Режиссер раскрыл и свои мысли о театре, его власти над людьми, вложив их в уста Пигмалиона: «Театр и мир существуют только тогда, когда там живут и действуют живые люди, а не управляемые марионетки… В театр люди приходят, как в храм, чтобы испытать невиданные страсти, давно забытые в наше механическое время».

Именно такой Театр с большой буквы и представил Белякович пензенской публике. Зрелище с потрясающей, бешеной энергетикой, шикарными световым оформлением и музыкальным фоном, завораживающей пластикой. Актеры-«куклы» были словно сотканы из искусственных волокон, двигаясь то с кошачьей грацией, то пунктирными линиями: ломался «кукольный механизм» – ломался рисунок роли.
В моменты, когда страсти раздирали персонажей, в зале стояла такая тишина, что казалось, ее можно резать ножом. Сделав вдох, зал боялся выдохнуть.

По окончании постановки зрители долго не отпускали актеров со сцены. Находясь под впечатлением, не спешили в гардероб, как это обычно бывает. И уходили, боясь расплескать эмоции.

Во всех трех спектаклях, привезенных Беляковичем, ведущие роли играет любимец пензенской публики Евгений Бакалов,  проработавший в нашем театре 20 лет и покинувший его в 2003 году. Зрители не забыли своего кумира, встретив аплодисментами его выход на сцену. О жизни и работе актера в Москве, о его впечатлениях от встречи с нашей публикой «ПП» расскажет в следующем номере.

Галина ИСАЙЧЕВА,
фото Владимира Гришина

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное