Земля их отдает по одному...

Земля их отдает по одному...

За две недели работы в белорусских полях пензенские поисковики вернули из небытия имена семи пропавших без вести бойцов 61-й стрелковой дивизии

Останки 30-ти солдат, убитых в первые месяцы войны, считавшихся пропавшими без вести и не имевших даже могилы, подняли из белорусских болот члены Пензенского сводного поискового отряда. К сожалению, идентифицировать удалось только семерых бойцов.

Это уже третья экспедиция наших поисковиков в Рогачевский район Гомельской области Республики Беларусь, где сложили головы большинство солдат и офицеров 61-й стрелковой дивизии, сформированной еще до начала Великой Отечественной войны в Сурском крае. Выжить в страшных боях с танковой армией фашистского генерала Гудериана удалось единицам.

Четвертый медальон
По словам руководителя сводного отряда Ларисы Казаковой, третий год подряд они ведут работы в определенном квадрате, указанном военным историком Геннадием Тамбовцевым, который восстановил весь боевой путь первого формирования забытой дивизии с точностью до одного дня в своей книге «У истоков Победы».
— В раскопках нам большую помощь оказывают белорусский 52-й отдельный специализированный поисковый батальон и поисковая группа «Батьковщина», — рассказывает Лариса Владимировна. — В этом году мы с ними работали на полях близ деревень Хомичи, Веричев, Заполье, Костюшово и в урочище Маньки.
Семерых бойцов подняли из болотистой земли уже на следующий день. Сначала нашли стихийное захоронение троих погибших, а потом, чуть поодаль, — еще четверых. И — удача! — во второй могиле обнаружили три хорошо читаемых смертных медальона. Погибшие были из пополнения, прибывшего в 61-ю дивизию в июле 1941 года из Краснодарского края.

Это оказались уроженцы Ростовской области: сержант Иван Семенович Попов (1906 г.р.), красноармейцы Георгий Васильевич Крюков (1915 г.р.) и Георгий Тимофеевич Любашев (1926 г.р.).
— Все бойцы лежали рядышком, вероятно, их одновременно накрыло снарядом, — вспоминает Лариса Казакова. — Мы вернулись в наш лагерь, и я в ту ночь долго не могла уснуть, что-то мне не давало покоя. А потом поняла: должен быть и четвертый медальон! Просто сердцем почувствовала. Подумала, что просмотрели мы его.
Интуиция не обманула. На следующий день на отвале нашли медальон четвертого бойца — рядового Ивана Семеновича Аржановского (1907 г.р.), тоже из Ростовской области.

Кто же он?
Поисковикам повезло при раскопках у деревни Веричев. Здешнее поле каждый год отдает одного-двух солдат. В этом году нашли пятерых. И лишь один медальон, который сразу не удалось прочитать. Его отправили в Минск на экспертизу.

А еще обнаружили сверток из газеты от 22 февраля 1941 года. Внутри чудом сохранилась тетрадь боевой подготовки, крохотная фотография, на которой угадывается силуэт женской головки, и повестка Каменского РВК Пензенской области о призыве на 45-дневные сборы в 307-й стрелковый полк. К сожалению, установить имя бойца не удалось. Только начальные буквы имени «Наби…» и часть отчества «Я(Е?)р…ьевич». Судя по всему, боец был татарином по национальности. Может, его звали Набиулла?
Сделали запрос в военкомат Каменки, но выяснилось, что призывные книги 1941 года утрачены…

Через несколько дней подняли останки еще одного нашего земляка. В захоронении у деревни Тихиничи нашли медальон бойца с хутора Новоникольский (ныне Сурск) Городищенского района. Идентифицировать его не удалось, но поисковики сумели прочесть фамилию близкой родственницы солдата — некто Кузнецова, 1910 года рождения.

В раскопе нашли еще солдатский котелок с выбитым на нем именем Бориса Алексеевича Козина, а также чудом сохранившийся кирзовый ботинок с четко читаемыми на обратной стороне наколотыми шилом буквами «Егоров, Торжок».
— Уже во время экспедиции, благодаря возможностям Интернета, удалось найти родственников ростовчан Георгия Любашева (еще жив его двоюродный брат) и Семена Попова (его всю жизнь искала дочь), — сообщила Лариса Казакова. — Думаю, разыщем и других. Надеемся, родственники смогут приехать в Беларусь на перезахоронение останков своих героев в братскую могилу, и на обелиске появятся новые имена. Их уже не забудут.

Конечно же, хочется выяснить имена двоих наших земляков из Каменки и Сурска. Ведь их, наверное, тоже кто-то до сих пор ждет…

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное