Подсолнух для поэта

Подсолнух для поэта

В июле 2013 года знаменитому поэту, кумиру миллионов Евгению Евтушенко исполнилось 80 лет.  В 1982 году Евгений Евтушенко приезжал на открытие своей выставки в Пензе, которая экспонировалась в зале культпросветучилища

Автор этих строк был на том вернисаже и, решив рассказать о нем сегодня, не стал ограничиваться своими впечатлениями — собрал воспоминания людей, причастных к этому событию.

Как все начиналось
Владимир Петрович Елшанский работал тогда директором фотостудии «Репортер» при Пензенском отделении Союза журналистов СССР и был непосредственным закоперщиком выставки.
— Узнав, что родственная нам Куйбышевская организация провела выставку фотографий Евгения Евтушенко, я попросил у них адрес поэта и вместе со своим тринадцатилетним сыном Валерой поехал к нему на подмосковную дачу в Переделкино, — вспоминает он. — Евгений Александрович встретил нас приветливо и дал согласие перевезти выставку в Пензу.

Вернувшись, я рассказал обо всем второму секретарю обкома КПСС Георгу Васильевичу Мясникову, тот обрадовался и спросил:
— Как же ты смог это сделать? Что, по-твоему, привлекло Евтушенко?
— Думаю, он решил совместить полезное с приятным — и выставку показать, и у Лермонтова в «Тарханах» побывать, — высказал я свое соображение.
Забегая вперед, скажу: в Москве Евгений Евтушенко подарил мне две книжки стихов и в одной написал:
Я хочу быть поэтом гражданским,
Больше я не хочу ничего.
Но я счастлив быть другом с Елшанским
И с хрустальным Валеркой его...
(Валера был блондином. — Авт.).

Остановись, мгновенье!
У многих возникал вопрос: зачем известному не только в СССР, но и в мире поэту заниматься фотовыставкой?
Мгновение остановлено не объективом — сердцем!

А дело в том, что поэт серьезно увлекался фотографией. В одной из центральных газет в апреле 1980 года он опубликовал большую статью  «Муза фотографии». Это поистине гимн фотоискусству. Вот что Евтушенко писал: «Муза живописи оказалась бы слишком медленной, чтобы сберечь миг просветления человеческого лица. Человеческое лицо — это документ истории. Единственная муза, которая могла бы спасти этот миг от исчезновения во времени, — муза фотографии, если бы она оказалась рядом. Выражение: «Остановись мгновение, ты прекрасно!» могло бы стать девизом фотографов».

И еще: «Большой фотограф — это философ с фотоаппаратом. Фотоискусство — не только средство познания, но и осмысление познанного».

Где же делал свои удивительные снимки Евтушенко? Сохранился перечень стран и советских городов с названиями снимков, которых было… 300! Это Москва, Волгоград, Баку, многие республики СССР, а также Франция, США, Англия, Канада, Япония, Филиппины, Сингапур, Малайзия, Испания, Италия…
Какой была тематика снимков? Бытовые сценки, фотозарисовки, портреты взрослых и детей, архитектура.

Три дня Евтушенко жил в городе в маленькой обкомовской гостинице на улице Лермонтова.

Экскурсовод — это важно
Экскурсоводом на выставке была Ирина Григорьевна Кузьмина,  преподаватель русского языка и литературы. Окончила она еще и факультет иностранных языков. Состояла в обществе «Знание». Любила стихи Евтушенко. Многие знала наизусть.

Более десяти лет читала в городе и области лекции о русских писателях и поэтах, в том числе и о Евтушенко. Она была не просто лектором — просветителем!
Выбор организаторов был весьма удачным, что, кстати, отметили и посетители, оставив такую запись в книге отзывов: «Эта выставка проводилась в 13 городах Советского Союза, но повезло ей больше в Пензе, потому что только здесь догадались пригласить экскурсовода».

Необычный подарок
Вскоре после своего отъезда в Ленинград Ирина Григорьевна Кузьмина прислала мне свои воспоминания.  
«При большом стечении известных пензенских деятелей культуры и представителей власти, — писала Ирина Григорьевна, — шло открытие выставки. Когда торжественная часть заканчивалась, я подошла к Евгению Евтушенко, сказала, что хочу сделать ему необычный подарок и протянула подсолнух (к слову, с моей барковской дачи). Евтушенко не смог скрыть разочарования.

— Это не простой подарок, — сказал я.
— А какой — золотой? — с иронической улыбкой спросил он.
— Нет! Символический! Как подсолнух всегда поворачивается к солнцу, так читатели Пензы поворачиваются к вашему творчеству!

В зале зааплодировали, а поэт расплылся в улыбке. Бережно взяв подсолнух, он сказал:
— После таких слов я не решусь и семечки его попробовать!

Шло время. Однажды мой ленинградский приятель, евтушенковед М.В. Левин, который у себя дома создал музей Евтушенко, пригласил меня на премьеру кинофильма «Похороны Сталина» по сценарию поэта. В кинотеатр пришел и Евтушенко. Я его спросила между прочим о судьбе того подсолнуха. Он засмеялся:
— Честно? Я в поезде его съел!

Фотовыставка пользовалась в Пензе большим успехом. Казалось, весь город поставил себе цель ее посетить. Было много экскурсий учащихся, студентов. Некоторые приходили по нескольку раз. Просили прочитать стихи Евтушенко, что я с удовольствием и делала».

На прощание Георг Васильевич Мясников подарил поэту велосипед. Сказал: «Если восемь мешков картошки нагрузишь, сам сядешь на него, он повезет, не сломается. Пензенский!».

… Прошло много лет, а из моей памяти не уходит одна фотография с той выставки. На фоне профиля солдата, высеченного из камня, стоит маленький мальчик. И больше ничего. Только эти двое… «На земле должен быть мир!» — без слов говорит снимок поэта.

Доброго здоровья вам, Евгений Александрович!

Автор: Абрам ПЕКНЫЙ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное