Дорога длиною в молодость

Дорога длиною в молодость

Десять лет, прожитых в глухой тайге, Александр Калашников считает самыми счастливыми в своей жизни

А я еду за туманом...
Этим летом исполнилось 35 лет со дня начала строительства легендарной Байкало-Амурской магистрали.
В 1978 году с вокзала Пенза-1 на БАМ отправились 76 наших земляков. Им предстояло строить поселок Амгунь. Среди «первопроходцев»  были и Александр Калашников с супругой.  

… Края бежевой скатерти треплет ветерок. На столе в беседке разложены книги, карты, папки с документами. В большой картонной коробке  аккуратные стопки фотографий.
— Ведь для вас, молодого поколения, БАМ — это, наверное, нечто такое же далекое, как Октябрьская революция. — Александр Серафимович задумчиво улыбается, перебирая черно-белые глянцевые снимки. — Только вот в отличие от революции о нем почти не говорят. А ведь это одна из самых важных вех в истории страны.
Для меня и для моей жены Аллы это был, пожалуй, самый важный жизненный этап. И очень счастливый! Сейчас этого порыва многие не поняли бы, кстати, и тогда понимали не все. Когда мы приезжали в Пензу одухотворенные, с упоением рассказывали о тайге, о стройке, на нас смотрели с недоверием. Ведь те деньги, которые мы получали на БАМе, если постараться, можно было заработать и здесь, в Пензе, не разлучаясь с родными и близкими.

На реке «Ведьма»
Но молодых супругов трудности не испугали. И почти на долгих
10 лет (именно столько Калашниковы работали на всесоюзной стройке) они рванули в тайгу, в снега и трескучие морозы, на берег реки, название которой переводится с нанайского как «ведьма».

— А зачем же все-таки ехали? — спрашиваю.   
— За романтикой! — отвечает Алла Валерьевна. — И я говорю сейчас совершенно серьезно. Посудите сами: многие отправлялись на БАМ потому, что, работая там, можно было сравнительно быстро накопить на кооперативную квартиру. Но нужные суммы набирались всего за два-три года. А люди оставались на стройке на пять, на семь, на десять лет.

Я рассматриваю фотографии. Камера запечатлела в основном обыденные, бытовые эпизоды из жизни поселка Амгунь. Но даже они кажутся чем-то невероятным.
Вот ряд аккуратных срубовых домиков притулился буквально у края тайги. Александр Серафимович говорит, что это времянки, которые первый строительный десант привез с собой из Пензы. Вот школа, а за ней виднеются исполинские, поросшие лесом горбы таежных сопок. Вот добротный, основательный, как, впрочем, и все остальные постройки, детский сад. Вот красавец-вокзал…

В другой коробке — цветные снимки. И на них тот же вокзал, те же школа, детский сад, магазин. Это уже современная Амгунь — все то, что наши земляки построили на сибирской земле 35 лет назад, стоит и поныне.

Груз из Пензы
— А как же на стройку поставлялись продукты? Вещи? Откуда бралось электричество, наконец?
— У нас в специально оборудованном тупике стоял энергопоезд — передвижная электростанция. Когда мы в первый раз поехали на БАМ, то сразу забрали из Пензы все необходимое. В грузовых вагонах везли строительные  материалы, технику, спецодежду… Кроме того, нас поддерживал генеральный подрядчик стройки — Управление железнодорожных войск СССР. Они поставляли нам, например, сборно-щитовые конструкции для общежитий, магазина, столовой, детского сада…

Правда, первую зиму пришлось ютиться в строительных вагончиках.
— Вернее, в них жили одинокие строители,  — добавляет Алла Валерьевна. — А семьи — в арендованных домах в поселке Ясный. Это в 20 километрах от Амгуни. Представляете? Каждый день 20 километров идти на работу и 20 — с работы! И так до лета 1979 года, когда мы обустроили свой временный поселок.

— А много было семей на стройке?
—  Много, — говорит Александр Серафимович. — Дело в том, что в первое время была текучка. И в связи с этим я, став начальником строительного управления, принял решение: брать только семейных. И в скором времени в Амгуни почти не осталось холостяков. На БАМе рождались дети, люди находили свои половинки, играли свадьбы…

Романтика БАМа
О БАМе — железном позвоночнике страны, связавшем сибирский край с тихоокеанским побережьем, много спорили. Особенно в последнее время. Просчитывали эффективность, объемы грузоперевозок, вычитали затраты на строительство гиганта из прибыли, которую он принес. И порой из уст экономистов и политологов звучало мнение о том, что легендарная магистраль умерла, не успев родиться. Но сейчас, когда я смотрю в глаза Александру Серафимовичу и Алле Валерьевне, задать вопрос «Так все было зря?» язык не поворачивается.
В современной России, к сожалению, мало отыщется таких же романтиков, как строители БАМа. Романтиков, беззаветно любивших свою страну.  

СПРАВКА
Александр Калашников — заслуженный строитель России, с 1992 года (почти 12 лет) был мэром Пензы, позже занимал пост начальника федерального управления автодорог «Большая Волга», был зампредом областного правительства.

Автор: Николай КОЗИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное