Верните нам доброе имя!

Верните нам доброе имя!

Пензенских милиционеров суд оправдал. Но начать жизнь с чистого листа оказалось не так-то просто

Пытки, которых не было
Два года судебных тяжб. Косые взгляды. Потеря работы. Репутация «оборотней в погонах». Через все это пришлось пройти четырем оперативникам ОРЧ №2 УВД по Пензенской области.
Милиционерам (все случилось до реформы в силовом ведомстве) Алексею Крыскину, Сергею Старикову, Роману Архипову и Рустаму Хабибулину было предъявлено обвинение в издевательствах над подозреваемыми. Оперативники, якобы, изощренно пытали тех, чтобы выбить показания: подвешивали за ноги, надевали на голову строительную каску и колотили по ней бейсбольной битой, совершали другие насильственные действия.

Оперативно-розыскная часть №2 — наследница расформированного несколько лет назад Управления по борьбе с организованной преступностью. Соответственно, и дела ее сотрудникам достаются сложные, связанные с деятельностью бандитских группировок. Одной из них, известной в Пензе под названием «Терновские», оперативники и занимались в 2009 году. Раскручивались сразу два уголовных дела, способных в итоге подорвать деятельность ОПГ: по фактам разбойного нападения и вымогательства.

Сначала произошло нападение на рынок «Сурский». Орда крепких ребят, вооруженных битами и травматическим оружием, вломились туда, напали на охранника и заехавшего к нему брата, выстрелили последнему в живот из пистолета «Оса», разбили их машины, забрали деньги.
А через несколько месяцев в милицию обратился предприниматель, открывший в Терновке парикмахерскую. Местная «братва» предложила ему «крышу», намекнув, что в случае отказа всякое может произойти — оборудование выйдет из строя, или пожар случится. Но бизнесмен оказался тертым калачом и сумел записать беседу на диктофон.

Спасла видеозапись
— Проблем с доказательствами у нас не было, — рассказывает Алексей Крыскин, — мы же эту группу разрабатывали раньше и имели досье на ее членов. Поэтому быстро вышли на одного из них, владельца двух пистолетов «Оса». Проверили детализацию звонков — она подтвердила, что в ночь нападения на рынок тот находился в Терновке. С «крышеванием» все оказалось еще проще —  предъявили бизнесмену фото из досье на «терновских», и он указал на троих «братков», приезжавших к нему.
Когда фигуранты узнали об имеющихся доказательствах, то даже не думали отпираться. Эти беседы мы записали — одну на видео, другую на диктофон, о чем никто кроме нас не знал.

Потом подозреваемые дружно отказались от своих показаний, аргументируя тем, что их били, и написали заявление об издевательствах в отдел собственной безопасности УВД.
ОСБ поначалу выносил отказные решения по заявлению. Но в 2011 году Следственный Комитет возбудил-таки уголовное дело.
— У нас провели обыск, изъяли наручники и бейсбольную биту — вещественные доказательства по другому уголовному делу, — вспоминает Алексей Крыскин, — потом пошли допросы. Мы, естественно, предъявили записи бесед с подозреваемыми! Причем изъятая бита оказалась не того цвета, о котором говорилось в их показаниях. Но дело все же довели до суда.

Без денег, без семьи
К счастью для четырех оперативников, Фемида тщательно рассмотрела все доказательства. Был вынесен оправдательный приговор.
Параллельно с этим процессом дошло до суда дело о вымогательстве. Трех «терновских» признали виновными. Правда, приговорили к условному наказанию. Разбойное нападение на рынок до сих пор числится в нераскрытых. Вроде бы для милиционеров наступил хэппи-энд, но… После возбуждения уголовного дела им всем пришлось уволиться из правоохранительных органов. Роману Архипову в тот момент оставалось четыре месяца до пенсии.

На работу пришлось устраиваться через друзей. Кому нужны сотрудники, находящиеся под следствием? А ведь у всех жены, дети, которых надо кормить. Двоим оперативникам сохранить семьи при таких обстоятельствах не удалось.

В наследство от развалившегося обвинения остались поломанные судьбы и клеймо, повешенное народной молвой.
— Когда шло следствие, нас звали «оборотнями в погонах», сейчас считают «оборотнями», избежавшими наказания. И каждому не объяснишь всех обстоятельств,  говорит Алексей Крыскин. — Но мы хотим вернуться в правоохранительные органы. Хотя бы для того, чтобы восстановить справедливость. Сделать это можно только через суд.  

При этом оправданные милиционеры не уверены, что история с «терновскими» закончена. Те продолжают писать жалобы в различные инстанции. Ведь за дачу ложных показаний предусмотрена уголовная ответственность.
И, кроме того, раз признание по факту нападения на рынок не было выбито, значит, оно заново обретает силу, и у нераскрытого дела есть шанс дойти, наконец, до суда.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Наталья Быченкова, пресс-секретарь областного суда:
— Сторона обвинения не предоставила суду достоверных и объективных доказательств того, что милиционеры действовали незаконно. Якобы «избитые» путались в показаниях, меняли их.  
И Ленинский районный суд, и судебная коллегия областного суда оправдали сотрудников правоохранительных органов, тщательно изучив все обстоятельства дела. Кроме того, существует презумпция невиновности. Ст.49 Конституции РФ гласит, что обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, если не будет доказано обратное в предусмотренном законом порядке.

Автор: Юрий ИЛЬИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное