Не пугайте детей школой!

Не пугайте детей школой!

Нужно ли заставлять ребенка успевать по всем предметам и какой видят дети «школу будущего»

Ирина Петровна Кирюхина, учитель начальных классов общеобразовательной школы г. Спасска, за 20 лет работы не только освоила тонкости педагогического мастерства, но и стала настоящим психологом.

—Ирина Петровна, современные ученики младших классов отличаются от тех, кто учился 20 лет назад?
— Конечно! Мы с коллегами часто на эту тему говорим, и наши мнения совпадают: сегодняшние ученики более раскрепощенные, лучше разбираются в технике, многое схватывают на лету. Они, говоря современным языком, продвинутые. Но при этом — черствее и жестче, чем советские первоклашки. Наверное, негатив из телевизора и Интернета на них так влияет…. Потому «воспитанию души» приходится уделять больше внимания.

—Что это значит? Учите ребят быть добрее и отзывчивее?
— Именно. Нельзя оставлять без внимания ни один пример плохого отношения друг к другу. Да и самой надо быть мудрее. Как-то я возвращаюсь в класс после перемены, а мальчишки подрались, да еще и горшок с цветком разбили. Глазенки испуганные, пол от земли черный…

— Руки-ноги целы? — спрашиваю. — Прекрасно, а теперь давайте вместе прибираться.
Вы бы видели, как они старались навести чистоту! Да и между собой стали чуть не лучшими друзьями.
Дети на доброту очень отзывчивы. Если за мелкую шалость их не ругать, а, наоборот, приласкать, они впредь не будут поступать плохо. Я много раз убеждалась в этом на опыте.

Еще пример. Узнаю, что мои ученицы поссорились. После уроков прошу их остаться, но не лезу в душу – иначе, скорее всего они замкнутся и уйдут в себя. Давайте, предлагаю, вместе сплетем коврик. Во время общего занятия выясняется, в чем причина конфликта. Я не сужу, кто прав, кто виноват, а говорю: «Девчонки, мы — одна семья. Смотрите, потрудились вместе — и получился славный коврик. Разве в одиночку сделаешь так быстро и красиво?». На следующий день они бегут ко мне: «Ирина Петровна, мы помирились!».

— А что делать, если ребенок не хочет идти в школу?
— Перво-наперво выяснить, в чем причина. Как правило, в начальных классах дело не в учебе, а в ссорах со сверстниками. Недавно мы проходили стихотворение Агнии Барто «Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс». Я спрашивала у ребят, боялись ли они идти в школу. Была рада услышать от большинства, что нет. Напротив — им было любопытно.

Малыши-храбрецы в основном в свое время посещали школу раннего развития. Это очень важная ступенька в образовании с точки зрения привыкания к новой обстановке. Всем знакомым, которые спрашивают, что делать, чтобы 1 сентября не обернулось для ребенка стрессом, я рекомендую ходить в школу раннего развития.
И еще, никогда не пугайте малыша учебой! Ведь как иногда бывает? Взрослые грозят расшалившемуся отпрыску: «Вот пойдешь в школу — уж там тебя заставят слушаться!». А потом Сережа или Оля, впервые переступив порог школы, паникуют: вдруг отправят в угол или будут высмеивать?

— Важно ли выпускнику детского сада уметь читать и считать?
— Я думаю, что нет. Более того, зачастую дети, даже не знающие букв, через несколько месяцев обгоняют в чтении своих сверстников. Десять лет назад мне достался первый класс, в котором было 35 человек. Со слезами на глазах я пришла к завучу: «Боюсь, они не научатся писать и к Новому году!». Ничего, все выравнялись, научились. «В пустое ведро положишь больше» — утверждает народная поговорка. Я с этим согласна.

— А бывало, что, выпуская очередной класс, вы не могли сдержать слез?
— Да я не то что на выпуске, на обычных мероприятиях слезы украдкой вытираю.… Очень трогательно видеть, как переживают детки, как волнуются за них родители.

Вообще, я со всеми своими ребятами дружу. «Взрослые» часто прибегают на переменках: «Ирина Петровна, по русскому не получается. Помогите!». Да и просто рассказывают, как предыдущий день прошел. А недавно помощь понадобилась мне: в класс поступило новое школьное оборудование, в том числе электронное. Я попросила шестиклассников остаться после уроков — сыграть роль моих малышей. Спасибо им, потренировалась, все нюансы учебного процесса отработала...

Выпускники часто спрашивают, скрывая ревность: «Кто лучше и талантливее — мы или ваши нынешние ученики?». Я улыбаюсь: «Все вы хорошие. Со всеми расставаться жалко».

Автор: Ирина БАЛАШОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное