Зри в корень, земледелец, или Освоение технологии NO-TILL своим умом

Зри в корень, земледелец, или Освоение технологии NO-TILL своим умом

В природе не существует убывающего плодородия почвы и засухи. Оба фактора — следствие бездарного пользования землей. Пора прекратить ЗемлеРазрушение и начать истинное ЗемлеДелие.

Есть особая категория людей, для которых земледелие — это не просто способ получить прибыль, а образ жизни: радость от общения с землей, осознание, что почва — живой организм, с которым надо обращаться бережно, и тогда она одарит тебя высоким и качественным урожаем. Желаю всем фермерам лелеять свои поля и следовать мудрому совету американского фермера Эдварда Фолкнера: «Вместо поиска ответов на вопросы, чего не хватает почве и растениям, проще просто позаботиться о том, чтобы им хватало всего».

Разговор о земле хочу начать с цитаты российского классика П.А. Костычева: «Верхний слой земли до той глубины, до которой доходит главная масса корней, называется почвой… Растительные корни являются единственным источником значительного накопления в почвах органических веществ, поэтому глубина залегания перегноя ограничена основной массой корней. Медленное разложение корневой массы — условие накопления перегноя». Так что, уважаемые фермеры, зрите в корень!

Условия для почвенных жителей
Корень растений активно растет сверху вниз в поисках воды с растворенными в ней минеральными солями. Но поглощают почвенный раствор только корневые волоски (2–3 мм), живущие несколько дней в зоне всасывания, перемещающейся следом за точкой роста корня. То есть корень сосет, пока растет. А для этого почва все время должна быть умеренно влажной настолько, чтобы места хватало и для воздуха, из которого корни поглощают кислород для дыхания клеток.
Подобные условия нужны для всего населения почвы, которое дышит кислородом. Такие организмы называют аэробными. Но в плотных комочках почвы, в кишечном тракте дождевых червей живут микроорганизмы ана­эробные, способные жить без кислорода. Именно они преобразуют органику в гуминовые кислоты — базовую часть гумуса почвы.

Исторически сложившийся комплекс организмов, населяющих почву, называют биотой. Корни растений после отмирания становятся пищей для всей биоты почвы. Аэробные «жители» разлагают органику до минеральных солей, поставляя их в почвенный раствор как пищу для корней нового поколения растений. Анаэробные «запасают» в почве гумус как основу для создания и поддержания естественной структуры почвы из крупных и мелких канальцев.
Во время дождя и таяния зимних осадков структурная почва поглощает влагу до уровня полной влагоемкости: чем больше в почве органики, тем выше ее влагоемкость. Когда влага расходуется растениями и в процессе испарения пустоты заполняются свежим воздухом, структурная почва дышит.

Надземная часть растений после отмирания засыхает и выполняет функцию «кожи» почвы. Ее называют мульчей. Чем больше слой мульчи, тем экономнее расходуется почвенная влага, тем активнее ветвятся корни растений, тем больше пищи получает биота. С каждым новым поколением растений прирост биомассы корней в почве и биомассы мульчи на ее поверхности возрастает. Следовательно, закона убывающего плодородия почвы в природе не существует, он — следствие бездарного пользования почвой. Вечный двигатель нарастания почвенного плодородия работает на солнечной энергии, запасаемой в структурах органических веществ в процессе фотосинтеза.

Российский ученый Л.А. Измаильский открыл и другой природный закон: «Засухи в природе не существует, она — следствие бездарного пользования землей!». Действительно, разрушая природный ландшафт (леса, реки, озера, целинные травы), человечество породило атмосферные засухи. А разрушив структуру почвы и ее мульчу, породило почвенную засуху и закон убывающего плодородия. Мы можем бесконечно долго закрывать глаза на свои безобразия, но безнаказанно нарушать законы природы никому не удастся. Где же выход?

NO-TILL — не обрабатывай
Люди, склонные к системному мышлению, изобрели не только очередную новую систему земледелия, но и новую философию ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ ХХI века — полное прекращение любой обработки почвы. В США это называется Nо-Till (дословный перевод — не обрабатывай!). Для русского языка более удобен термин Direct sowing — прямой посев.

Новой философии ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ нет альтернативы, потому что она отвечает требованиям законов природы.
1. Природная система «Растения — почва» функционирует по законам биологического круговорота питательных веществ. Органическое вещество корневых систем растений — единственный источник пищи и энергии для биоты почвы. Надземная биомасса растений — источник накопления мульчи, а не удобрение. Главная задача землепользователя — получать урожай товарной продукции, обеспечивая ежегодное увеличение биомассы как корневой, так и надземной части растений. Вот почему кроме основной товарной культуры надо сеять промежуточные товарные культуры (получение второго урожая) или промежуточные озимые или яровые сидеральные культуры.
Категорически запрещается смешивать надземную биомассу с почвой, поскольку это приведет к минерализации органики. Другими словами: корешки — биоте, вершки — мульче. Любое нарушение этого принципа — откат назад к ЗемлеРазрушению.
Чтобы не нарушать законы природы, надо раз и навсегда отказаться от оборотного плуга и всех орудий механического вторжения в почву, кроме сошника прямого (по мульче) посева, и от чистого (черного, голого) пара. Почва не должна быть обнаженной!

2. В соответствии с законом минимума, открытым немецким ученым Либихом, плодородие почвы лимитируется, в первую очередь, не минеральными элементами, а наличием влаги: дефицит воды останавливает биологический круговорот питательных веществ в почве. Сухую почву бесполезно удобрять минеральными солями.

3. Как открыл российский агрохимик Д.А. Прянишников, «кормить (минеральными солями. – Авт.) надо растения, а не почву». Следовательно, не надо «выжимать» обильный урожай, заделывая в почву про запас основные дозы макроэлементов, достаточно с семенами внести микроэлементы и биопрепараты, с посевом — стартовые дозы макроэлементов. А дальше по полю должен ходить наземный опрыскиватель, как орудие для некорневых подкормок возделываемой культуры минеральными и биологическими питательными веществами.

Пользование для опрыскивания посевов селективными системными гербицидами допускается только в порядке исключения, поскольку они тормозят рост надземной биомассы не только сорняков, но и возделываемых культур. До корней гербициды не доходят, и на следующий год все повторится сначала.
Эффективное управление размножением сорняков надежнее обеспечивать послеуборочными или весенними предпосевными опрыскиваниями поля по розеткам многолетних сорняков системными гербицидами сплошного действия с д.в. глифосат. Это гербициды ХХI века. Их излишки легко разрушаются на поверхности поля солнечными лучами, в почве — микроорганизмами до воды, углекислого газа и фосфорных солей, то есть глифосаты не загрязняют среду.

4. Важнейшим принципом новой философии является отказ от жесткой схемы севооборотов, когда чередование культур диктуется, как минимум, на одну ротацию.

5. Объектом работы землепользователя избирается участок агроландшафта, занимаемый одной возделываемой культурой, — поле.

6. Землепользователь ежегодно отслеживает совокупность параметров экологической ниши, которыми характеризуется поле. Всякий раз очередная культура, сорт (гибрид), их морфобио­тип, элементы сортовой (гибридной) технологии должны так вписываться в параметры экологической ниши, как ключ подходит к замку.
Пользование плодосменом позволяет прерывать биологические циклы сорняков, вредителей и болезней, лишать их кормовой базы. Такой подход позволяет свести к минимуму потребность в пестицидах.

Стань доктором земли
Но не все так просто. В нашем пользовании — «тяжело больная почва», по­этому сначала ее надо вылечить, доведя количество сорняков и вредителей, интенсивность болезней ниже уровня экологического порога вредоносности (ЭПВ). Поля надо укрупнить, выровнять,  избавить от плужной и культиваторной подошвы и с первой же уборки начать накопление мульчи. Переход на прямой посев выполнять индивидуально по каждому полю по мере его готовности. Но после первого посева стерневой сеялкой надо регулярно и внимательно наблюдать за полем, своевременно устраняя возникающие проблемы. Как говорит фермер А.В. Ишкин из Волгоградской области, «у этой технологии нет задней скорости, только движение вперед, к совершенствованию!».
Евгений Кожемякин, научный консультант, кандидат с/х наук.

P.S. Более подробная информация — на слайдах для агроучебы, их я готов выслать, если получу от вас электронный адрес. Мой e-mail: evgenyhutor@rambler.ru.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное