«Золотой цыпленок» в его судьбе

«Золотой цыпленок» в его судьбе

Артисту театра «Кукольный дом» Андрею Каваеву недавно исполнилось 50, но выглядит он намного моложе. А чего ждать от человека, который больше 23 лет «играет в куклы»?

Дело, конечно, очень серьезное, требующее мастерства и стопроцентной отдачи, но все же сказочное. И как люди выбирают такие профессии?
— В юности я жил в Свердловске. В 1980 году после окончания школы решил поступить в театральное училище. Но на «драму» был очень большой конкурс, и я, недолго думая,  перешел на «куклы».

Вот так обычно люди попадают в необычный мир. После окончания училища Каваев несколько лет работал в Свердловске, Новоуральске, а потом переехал в Пензу, на родину отца и матери. Сразу пришел к Владимиру Бирюкову, художественному руководителю «Кукольного дома». Тот только глянул на его чудесное доброе лицо, лукавые глаза — и сразу взял в труппу.

Вот чьи-то желания исполняет золотая рыбка, а у Андрея был волшебный «Золотой цыпленок» — так назывался его первый спектакль, который и по сей день в репертуаре, хотя минуло 17 лет.  

Смех, да и только
А сколько за это время сыграно котов, собак, попугаев, тигрят и зайчиков! Все роли, как правило, смешные.
— Андрей — блистательный, острохарактерный  артист, с хорошим чувством юмора, обаянием, энергетикой, — говорит о нем Владимир Бирюков.
Никто так, как он, не может развеселить публику. С первых его реплик в зале раздается смех. Зрители, особенно взрослые, запоминают яркого артиста: во многих спектаклях существует «открытый план», где актеры наравне с куклами являются действующими лицами.

— Я знаю, что нравлюсь, что потешный, — улыбается Андрей. — На днях сажусь в маршрутку, мне тут же передают пригоршню мелочи. «Меня, что ли, ждали?» — спрашиваю, и все пассажиры расхохотались. Или недавно пришел к врачу, а доктор, увидев меня, сразу захихикала. Оказалось, она меня видела в каком-то спектакле. «Вы такой смешной», — говорит. Вообще, у меня много поклонников, узнают на улицах, приветствуют. А я человек общительный, с удовольствием разговариваю со всеми.

Куклы — как люди
Кукол Каваев называет живым инструментом. Необходимо только вложить в него душу, наделить характером, привычками, чувствами. Правда, это не так уж легко. Как, скажите, представить, какой характер у медведя? Вместе с режиссером придумывают образ, Андрей добавляет свои черточки, наблюдая за поведением людей на улицах — у нас хватает и «медведей», и «медвежат».

Нелюбимых ролей, так же как и кукол, у актера нет:
— Если режиссер сказал: «Будешь играть ежика», значит, будешь играть. И постараешься сделать все возможное, чтобы роль получилась — нравится она тебе или нет. В этом и состоит профессионализм. И хотя порой бывает тяжело, мысли уйти из театра меня не посещают. Мое место — здесь.
Тот, кто думает, что труд кукольника легкий, ошибается. Играть по три-четыре спектакля в день, держа в руках тяжелую куклу, само по себе непросто, а ведь надо еще отдавать публике свои эмоции. Сыграть, а не просто проговорить текст. Да и как схалтурить, если на  тебя завороженно смотрят дети?

Игры во сне
Театр не отпускает никогда, даже ночью.
— Всем актерам часто снятся сны, будто во время спектакля  они забыли слова, — рассказывает Андрей. — Просыпаешься в панике. На самом деле таких ситуаций на сцене не бывает. Если запамятовал текст, начинаешь импровизировать.

Зато на сцене случаются другие неприятности. Например, кто-то из актеров может уронить на партнера куклу, которая порой имеет значительный вес.
— И вот падает на тебя такая «кувалда», а ты только вышел, тебе еще играть целый спектакль, а голова гудит и зубы шатаются, — рассказывает Андрей. — Так что всякое бывает. В спектакле «Жили-были» я раздаю зрителям настоящие пирожки. Они лежат на подносе под салфеткой. Однажды мой партнер в запале так резко ее сорвал, что все пирожки разлетелись по сцене, как гранаты. Три штуки я поймал и все-таки передал в зал.

Со своим театром Андрей побывал на гастролях, фестивалях и конкурсах в разных городах России и разных странах — Сербии, Польше, Иране. Везде зрители принимают пензенских артистов очень хорошо.

В Сербии на XVII Международном фестивале театров кукол международное профессиональное жюри присудило Андрею Каваеву и Антону Некрасову призы в номинации «Лучшая актерская работа» за спектакль Владимира Бирюкова «Жили-были…». Эта награда не единственная — премий и дипломов в жизни Каваева немало.
— Конечно, это приятно, но загордиться нет оснований. Главное для меня — удовлетворение в работе.

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное