Ребенок-индиго или мама со сдвигом?
Мы отдаем своих детей в гимназии, лицеи и классы с углубленным изучением какого-нибудь предмета, выбираем для них кружки и секции, уговариваем поучаствовать в соревнованиях и конференциях. Все это напоминает гонку вооружений: любой ценой увеличить боевой потенциал
Пришла я как-то за сыном в школу. Урок еще не закончился, и я ждала перемены в коридоре вместе с другими родительницами. Две из них беседовали:
— Вот я вчера Леночку забрала в обед — и бегом на музыку. После музыки — английский. Приехали домой, поужинали, сели уроки учить, а она ни в какую — устала, говорит… А нам к пятнице нужно еще олимпиаду осилить.
— У нас то же самое. Три раза в неделю шахматы, по выходным в театральный кружок ходим. Ну и для физического развития — баскетбол и плавание. Должен же мальчик спортом заниматься. Данилка домой приходит — с ног валится, так ведь еще и на дом сколько задано! Уроки заканчиваем в 11 ночи учить. «Окружающий мир» он сегодня утром в машине читал, пока в школу ехали. Когда презентацию готовить на конференцию — ума не приложу...
— Да, нагрузки сейчас не то, что в наше время… И это третий класс!
— А куда деваться! Хочешь жить — умей вертеться, — резюмировала мама Данилки и тяжело вздохнула.
Что-то мне подсказывает, что бедному Данилке и вовсе вздохнуть некогда.
У половины современных школьников полноценный рабочий день взрослого человека — с 8 до 17 часов. И даже вечер посвящен не отдыху и играм, а опять-таки урокам и дополнительным занятиям.
Нездоровая конкуренция, стремление напичкать ребенка максимально возможными знаниями и умениями зародились в 90-е, когда поступление в вуз казалось единственной дорогой к более-менее сносной жизни: ведь на доход, скажем, юриста можно было прожить, а вот на зарплату токаря уже нет.
Школа тенденцию поддержала. После уроков появились факультативы и спецкурсы. Программа усложнилась в разы. Появилось магическое слово «портфолио», которое и по сей день толкает родителей на новые свершения — главное, чтоб в этом самом портфолио было побольше наград. Учителя агитируют младшеклассников участвовать в конференциях и олимпиадах. Дальше — больше.
Родители вступают в игру
Результаты вполне закономерны: совершенно здоровыми к 11 классу остаются лишь 10% школьников. И этот показатель продолжает снижаться. Абсолютное большинство детей приобретает за время обучения букет хронических заболеваний — от близорукости до гастрита. Родителям приходится вступать в игру, иначе ребенок может «сойти с дистанции» задолго до окончания школы.
Мой сын-третьеклассник учит «Окружающий мир». Они проходят клетки крови. Незнакомые длинные слова запоминаются с трудом. Муж средствами пластики изображает тромбоцит — для наглядности. Я тем временем ищу в Интернете картинки кровяных клеток — нужно сделать презентацию на эту тему. Домашними делами займусь, похоже, ночью.
Коллега выкладывает в соцсеть задание по обществознанию — его дочери-шестикласснице надо разгадать кроссворд. Тридцать взрослых с высшим образованием в течение двух часов безрезультатно пытались выяснить, что же это за качество личности, необходимое для достижения жизненного успеха, — 5 букв, вторая «т», четвертая «у». Так и не смогли угадать.
Знакомая пишет для сына работу на детскую научную конференцию. Тема — переработка мусора и токсичных отходов. Она перелопатила уйму литературы, по выходным сидит в читальном зале. Можно было, конечно, и не писать. Сказать ребенку: ты должен сделать это сам. Но как бы он выглядел со своей самостоятельной работой на фоне остальных, чьи родители оказались не настолько честными и принципиальными?
Казалось бы, школа должна этому препятствовать. Сколько я себя помню, учиться за чужой счет было стыдно. Учителя отчитывали ребят, которым мамы решали задачки и писали сочинения. Трудовичка меня чуть живьем не съела, когда я принесла на урок сшитую мамой сорочку. А сейчас это все ничего — не возбраняется, если в меру.
За каждый успех своего подопечного учителя получают плюсик к рейтингу. А это в свою очередь влияет на зарплату. Неудачи же, напротив, ведут к финансовым потерям. Завалил класс ЕГЭ — прощай, премия! Учителям выгодно, чтобы дети учились хорошо, участвовали в разнообразных конкурсах и получали награды. За чей счет — вопрос вторичный.
Модные фишки
Еще в последнее время появился такой вид отчетности, как компьютерные презентации. Их задают на дом едва ли не с первого класса. Невозможно даже предположить, что учитель рассчитывает в данном случае на самостоятельную работу ученика. Первоклашка в лучшем случае сможет нажимать на кнопочки и рассказывать, что изображено на картинках.
Научные конференции учащихся также родом из 90-х. Правда, тогда они проводились только среди старшеклассников, и работы писались более-менее самостоятельно. Нынешние конференции для учеников начальной школы вызывают у меня недоумение. Все, начиная от выбора темы и заканчивая подготовкой пресловутой презентации, делают родители и учителя. Некоторые идут еще дальше: нанимают преподавателей вуза, сотрудников НИИ, платят деньги специалистам.
Ребенку остается только уверенно выступить перед комиссией и ответить на вопросы. Хорошо еще, если ему действительно интересна выбранная тема: так он хотя бы научится выступать перед публикой, а в будущем, возможно, уже более осознанно продолжит начатое. Но ведь много таких, кого едва ли не силой заставили поучаствовать. Дети зазубривают текст и под аккомпанемент изготовленной родителями презентации пытаются выговорить сложные слова.
Отдельно хотелось бы упомянуть заочные олимпиады и конкурсы, где доказать причастность ребенка к выполнению заданий вообще не представляется возможным. Участие в таких мероприятиях, как правило, платное. Многие учителя буквально навязывают их своим ученикам. Многие родители платят — «ведь в школе сказали»; родители же и выполняют задания — «ведь мы не хотим, чтобы ребенок выглядел бледнее остальных».
СОВЕТ
Елена Паршина, детский психолог:
— Я бы посоветовала в первую очередь ограничить поток информации. Нагрузки в школах сейчас на порядок выше, чем во времена нашего детства. И к этому прибавились компьютерные игры, социальные сети. Ребенок не в состоянии обработать всю информацию. То, что наименее интересно, его мозг «отторгает».
Вторая проблема — родители, склонные к гиперопеке. Они и не замечают, как их естественная забота выходит за рамки разумного. Они учатся за ребенка, участвуют в олимпиадах, лишь бы окружающие признали: ребенок-то — гений. Но этот путь никуда не ведет. Ребенок привыкает получать награды, не умея при этом добиваться поставленной цели.
Слово родителям...
Татьяна Д., мама первоклассника и второклассника:
— У меня сыновья-погодки. Когда старший учился в первом классе, ему на дом ничего не задавали. И сын прекрасно адаптировался.
А вот учительница младшего решила, что без домашней работы никак. Учим уроки до пяти вечера. И я не могу сказать, что младший знает что-то такое, чего год назад не знал старший. Кроме того, ребенок стал нервным и вялым. А недавно выяснилось, что на переменах он запирается в туалете и плачет без причины. Ходим теперь на занятия к психологу. Я думаю, практику домаших заданий в начальной школе нужно вообще пересмотреть.
Диана Н., мама пятиклассницы:
— Начальную школу дочь закончила на одни пятерки. А в пятом классе начались проблемы: учителя не могут заинтересовать ребенка предметом, поэтому учеба дается в разы тяжелее. Был бы интерес, тогда и любая нагрузка была бы по плечу.
Маргарита Л., мама одиннадцатиклассницы:
— Учительница алгебры вынуждает дочь записаться на ее спецкурс — иначе отказывается обсуждать непонятные задания в тестах. Алгебра ей нужна только для сдачи ЕГЭ, спецкурсов у нее и без того много. Но, видимо, все же придется ходить.
… и педагогам
Алла Деревянко, учитель обществознания:
— Нагрузки возросли, с этим никто не спорит. Поэтому очень важно научить ребенка планировать свое время, составить расписание и четко ему следовать. В старших классах следует правильно расставить приоритеты и не пытаться охватить все сразу, разграничить время на репетиторство и на выполнение домашних заданий. Еще один полезный навык при работе с текстом — составление плана ответа.
Светлана Трепалюк, учитель начальных классов:
— Многие говорят: «Мой ребенок учит уроки три часа». Но это не совсем верно: родители не учитывают время, когда ребенок отвлекается, смотрит в окно, звонит другу, рисует. Универсальных советов, как легче справиться с нагрузкой, не так много. У каждого ребенка есть свои особенности, и, приспосабливаясь к ним, можно многого добиться: кому-то лучше учить уроки в группе — попробуйте найти такому ребенку компаньона, кто-то усваивает материал в процессе игры — добавьте в выполнение домашней работы соревновательный момент. Очень важно сформировать у ребенка позитивное отношение к учебе: почаще детей хвалите и поощряйте. И последнее: если ребенок устал, ему тяжело — не давите, не пытайтесь «дожать». Пусть лучше спокойно ляжет спать и получит на следующий день двойку. Здоровье важнее оценок.
Автор: Инна ВОЛЬНАЯ
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
Славно быть родителями: семья из Пензы поделилась секретом крепкого брака
Супругов Жаворонкиных представили к государственной наградеКвесты как новое развлечение: что стоит за их успехом?
Участники становятся частью захватывающей историиСтудентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В битве иностранных красавиц приняли участие семь девушекВ Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
На праздник приехал Заслуженный артист России Игорь Яцко10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 23 и 24 ноября 2024: «Хор Турецкого», «Щелкунчик» и «Ми-Ми-Мишки»
В Пензе открылась книжная выставка «Мир книг на Пензенской земле»
Пензенцы делятся видео с концерта Ислама Итляшева
Фестиваль «Мужская роль» 2024: «Непослушники», фильм о Романе Костомарове и мультики
Губернатор рассказал о необходимости ремонта в каменском техникуме
Старые окна в ужасном состоянии, тепло не держатБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Новое пространство, рассчитанное на 50 человек, состоит из двух зон: лекционной и музея истории денег России и мираПенза примет региональный этап Патриаршего фестиваля боевых искусств
Он – единственный подобного формата в России