Как не платить за соседа

Как не платить за соседа

В Пензе появились случаи успешного разбирательства с «необъяснимыми» общедомовыми начислениями в коммунальных платежках

Житель обычного дома по ул. Металлистов стал одним из первых, кто не просто возмутился, откуда берутся суммы за общедомовые нужды, но и отправился разбираться. В октябре, как сообщил он в Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, он заплатил 348 рублей за потребленные квартирой 150 кВт/ч и с этим не спорит. Не согласен он с тем, что еще 82,5 руб. с него потребовали за какие-то «дополнительные» киловатты.

Последовала проверка. Тут и выяснилось, что из 64 квартир, жильцы 14-ти показали «0» потребления электроэнергии, а еще несколько хозяев, судя по цифрам в квитанциях, сумели обойтись 2 — 3 кВт/ч за весь октябрь.

Факт нарушения налицо. Законные способы восстановления справедливости известны. И был произведен перерасчет. В следующем месяце в платежках всех 64 квартир фигурировали реальные цифры. И вышло, что сумма достоверных показаний заметно превысила показания общедомового прибора учета электроэнергии.

Наш герой, как и раньше, сжег за месяц 150 киловатт света, за что выложил те же 348 руб. Зато за общедомовые нужды вместо приписок получил вычет в 133 целковых.

Того же эффекта можно добиться, обратившись в свою управляющую организацию. По идее, они должны действовать быстрее: все данные по приборам учета у них под рукой.

Есть как минимум два выхода урегулирования спорных ситуаций с платежами

ПЕРВЫЙ
Не влечет материальных затрат. Требует настойчивости и терпения. Эффективен при наличии совета дома. Может спровоцировать конфликты между соседями. Не устраняет проблему как таковую, то есть не исключает неоднократного повторения ситуации.

1. Если налицо расхождение между показаниями общедомового прибора  учета (ОПУ) и суммой поквартирных данных  (показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ) + данные от «нормативщиков»), управляющая организация (УО) вместе с председателем совета дома может провести расследование, чтобы найти источник неправомерного расхода ресурсов. «Прорехами» наверняка окажутся незарегистрированные жильцы или те, кто рисует в квитанциях нули или заниженные показания, или элементарные воры. Хотя, по факту, во всех этих примерах речь идет о воровстве. Брать и не платить, сваливая свой расход на соседа, — что это, если не кража?

2. Итак, УО показывает старшему по дому сведения о потреблении в каждой квартире. (Не знать этих цифр УО не может, поэтому смело требуйте детальные данные!). Анализируйте, где подвох. Знаете, что в квартире кто-то живет, но расход света и воды «0», — вот вам и воровство! Зарегистрирован один и платит по нормативу, а в квартире обитает десяток постояльцев, — то же самое.

3. По закону УО может попытаться запросить у собственника квартиры «чистосердечное признание». Направить письмо с требованием предоставить заявление: мол, я такой-то, мне принадлежит квартира по такому-то адресу, но на самом деле там год как живут пятеро арендаторов. Вряд ли УО дождется такого заявления, но исключить этот пункт мы не могли: закон есть закон, да и случаи чудесного обретения совести не исключены.

4. Если подозреваемый в неплатежах остается и глух и нем, действуйте сами. Старший по дому совместно с представителем УО и парой соседей составляют акт. В нем они заявляют о факте проживания в «нехорошей» квартире определенного числа людей.

5. Один экземпляр акта направляется собственнику. Активисты ждут ответа с объяснениями. Срок ожидания можете установить сами. Нет ответа? Это дает право со следующего месяца начислять провинившемуся собственнику по полной (то есть на основании тех данных, которые своим актом оформили домовые активисты).

6. Примерно та же схема позволяет вывести на чистую воду тех, кто рисует в квитанциях нули. УО имеет право раз в три месяца проверить ИПУ. Об этом она предупреждает хозяина письмом и семь дней ждет, когда тот назначит сам время. Нет ответа? УО шлет повторное извещение, напрашиваясь в гости. Опять тишина? Составляется акт об отказе в допуске к прибору учета. Подписи в нем должны поставить не только УО и негостеприимный хозяин, но и старший по дому и двое соседей.
После этого УО имеет право начислять любителю «нулей» плату в размере среднего потребления ресурса по этой квартире за последний год. Может, это будут и не совсем реальные цифры, но точно больше, чем «0».

ВТОРОЙ
Требует дополнительных расходов. Исключает влияние человеческого фактора впредь. Эффективен при наличии совета дома. Устраняет проблему как таковую.
Установка в доме системы, обеспечивающей дистанционный сбор показаний ИПУ. Ни потребитель, ни поставщик не могут в этом случае фальсифицировать данные. «Умная» система, заверяют разработчики, выполняет еще целый ряд очень полезных для жильцов функций: контролирует качество ресурса (например, той ли температуры вода в кране), ведет мониторинг инженерных коммуникаций (быть может, повреждена электропроводка), сигнализирует об аварийных ситуациях и т.д.

Прибегнуть ли к оснащению дома такой системой — решать жителям каждого конкретного дома. Очевидно, надо просчитать свои возможности, не забывая при этом: любые вложения в модернизацию со временем окупаются, а потворство воровству недобросовестных соседей — бездонная бочка.  

Пензенские создатели ноу-хау оснастили системами, спасающими от переплаты, более сотни объектов. Потребители констатируют: стали платить на 20% меньше, при том что уверены — каждый знает, за что он платит.  

Выбираете такой способ решения проблемы? Обсудите с соседями, самостоятельно или с помощью УО соберите всю информацию о системах. Лучше всего пригласите к себе разработчиков: узнаете информацию из первых уст и сразу прикинете масштабы и расходов, и экономии.

ВНИМАНИЕ! Образцы всех заявлений, писем, актов есть. Вы можете найти их сами по ссылке: penza-guk.ru/doc-301.html или попросите найти бланки свою УО (это ИХ работа).

И ЕЩЕ. По идее, проверять правильность начислений — одна из миссий управляющей организации. Невелика хитрость раскидать «лишние» кубометры и киловатты по добросовестным плательщикам, да потом еще прикрыться Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (известными как 354-е Постановление): мол, все по закону. Каждый месяц УО видят, кто из жильцов какие данные ИПУ предоставляет. Требуйте от своей УО расследований по случаям предоставления сомнительных показаний! Они за это в том числе и деньги получают. Ваши деньги.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER