Забава, искусство или повод выпить?

Забава, искусство или повод выпить?

В Пензенской области наметился ренессанс классической ружейной охоты

В наших краях всегда была хорошая охота. В XIX веке знатные господа из столицы приезжали сюда травить зайцев, волков и лисиц. 100 лет назад местные помещики стреляли вальдшнепов и куропаток. С приходом к власти большевиков классическая ружейная охота с легавой пришла в упадок. Это увлечение стало уделом единичных любителей. А потом приехали Нора и Вальд.

Вкус вальдшнепа
Нора и Вальд — пара дратхааров, жесткошерстных немецких легавых, с которых в Пензенской области началось возрождение классической ружейной охоты. Собак привез из Петербурга в начале 80-х Александр Иванович Палиев, старший охотовед Союза охотников и рыболовов Пензенской области.

По профессии он инженер, в союзе состоит без малого 50 лет, охота всегда была его хобби. В 12 лет он уже имел собственное ружье, а в 26 обзавелся легавой. Сейчас у Палиева четвертая собака — молодой дратхаар Грэй.  
— Прошлый сезон у нас с Грэем прошел неплохо, — рассказывает охотник. — 23 куропатки, с полсотни перепелов и 43 вальдшнепа. Один из них у вас за спиной.

Оборачиваюсь и вижу на стене чучело диковинной носатой птицы. «Так вот ты какой, северный олень!» — думаю. Читая русских классиков, вальдшнепов я представляла себе иными — мельче, жирнее и почему-то черными. А здесь солидная пестрая тушка, напоминающая домашнюю курицу, и страшных размеров клюв.
— Ничего себе! — говорю. — Какой огромный!
— А какой вкусный! — хвалится Александр Иванович. — Для меня нет мяса лучше. Особенно, когда прямо на охоте его и готовишь.  Нежное, ароматное, сочное. На что по вкусу похоже? Трудно даже сказать — пробовать надо.

Да где ж его попробуешь… В наше время проще купить экзотические мохнатые ягоды из Таиланда, чем дичь, которая летает, бегает и прыгает в родном крае. Разве что стать охотником…

Немецкая легавая с русской душой
Интерес к охоте на пернатую дичь возрастает с каждым годом. По словам Палиева, легавая — сейчас самая популярная специализация охотничьих собак в Пензе. Устраивались даже Всероссийские состязания дратхааров прошлым летом в Городищенском районе, на берегу реки Ишимка. И именно наши, пензенские, собаки Ченс и Зара признаны лучшими.

Добиться таких результатов стоит немалых трудов. Легавую начинают готовить к работе едва ли не с первых дней ее жизни. На воспитании охотничьих собак Александр Иванович собаку съел и с гордостью делится некоторыми секретами своего мастерства:
— В месячном возрасте учу щенка отзываться на кличку. Потом добиваюсь послушания на улице, чтобы он не отвлекался на посторонние звуки, на людей, кошек, других собак.  Следующий этап — приучение к полевой жизни. Грэя я впервые взял на охоту в три месяца, ходил с ним по полю, смотрел, как он реагирует на запахи, шорохи в траве. Устанет — я его на руки возьму. А спал он в палатке, у меня под боком.

— Самое важное, — продолжает Палиев, — приучить собаку к звуку выстрела. Делаю это так: поставлю миску с едой, сам отхожу шагов на 20, стреляю в воздух и смотрю: если щенок продолжает есть, не пугается, подхожу ближе и стреляю. Так, постепенно приближаюсь вплотную. А дальше самое интересное — научить собаку находить дичь.

Но далеко не у всех хватает опыта и терпения для воспитания компаньона и незаменимого помощника на охоте. В таких случаях охотники обращаются к услугам специалистов. Стоит это недешево — раза в три дороже, чем сам щенок. Зато правильно натасканная собака — на вес золота.

Каждому — свое
Для  Палиева охота — настоящее искусство, в котором есть стиль, азарт, красота… Трофеи, конечно, тоже важны, но это не на первом месте.
— Охота, как и музыка, бывает разной. У каждого вида своя концепция, свои цели и задачи. Кто-то, например, слушает классическую музыку, а кого-то устраивают частушки под гармошку. Охота с легавой на зайца, вальдшнепа, куропатку, перепела — это интеллигентная охота, искусство, которое требует опыта, терпения и стратегического мышления. Кроме того, мне нравится наблюдать за собакой. По малейшим изменениям в ее поведении я могу определить, что именно она обнаружила.  

Александр Иванович, конечно, красиво излагает. Только многие ли задумываются о тонкостях в работе легавой? Почему-то охота у многих ассоциируется с небезызвестным фильмом. Неужели особенности русской охоты действительно измеряются количеством спиртного?..
— Зазвал меня как-то друг на пруд, уток пострелять, — вспоминает Палиев. — Я-то не любитель, но за компанию согласился. Приехали. Пальба со всех сторон! Народу на берегу — не протолкнуться. Потом все разъехались, а мы на ночь остались. Утром я пошел с собакой по берегу, штук 20 уток в камышах насобирал. И вдруг вижу, собака замерла в стойке — в траве шевелится что-то. Я подумал: может, раненая утка или еще какая живность? Ружье вскинул, раздвигаю камыши — а там пьяный мужик лежит, весь красный, от комаров живого места нет. Съездил, называется, на охоту...

… Сегодня классическая охота на дичь вновь становится престижным занятием. И есть надежда на то, что «особенности национальной охоты» останутся в прошлом и она станет искусством, а не поводом выпить на природе.

Cколько стоит стать охотником?
Медосмотр (нужно для справки на получение лицензии) — 1500 рублей.
Ружье (для начинающих) — 15 тысяч рублей.
Путевка на охоту — от 1 тысячи рублей.
Оружейный шкаф — 6 тысяч рублей.
Одежда для охоты — 5 тысяч рублей.
Щенок немецкой легавой — от 10 тысяч рублей.

P.S. Во все времена находились люди, которые считали охоту варварским развлечением. Сегодня Общероссийское движение зеленых требует полного запрета охоты на животных. Движение это идет по всему миру. Наверняка среди наших читателей найдутся желающие высказаться по этому вопросу. Пишите нам на сайт или по почте.

Автор: Татьяна КАЛЯМИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное