Скрипка в наследство

Скрипка в наследство

Ученики Людмилы Рамадиной выступают с концертами по всему миру. И дети, и внуки тоже стали скрипачами.

Профессиональный музыкант, талантливый педагог, хорошая хозяйка — коллеги не скупятся на добрые слова в адрес Людмилы Рамадиной, педагога музыкального колледжа по классу скрипки. В этом году ей исполнилось 75 лет, из них 54 года она преподает. Без своей профессии не представляет жизни. Даже если одолевают недуги, берет такси и приезжает в колледж.
— Хорошая музыка лечит, – улыбается Людмила Семеновна. — Я слушаю чистое звучание инструмента — и силы прибавляются.  

Под крылом музыки
Родители Людмилы Рамадиной отношения к музыке не имели: отец — инженер, мама — преподаватель немецкого языка. Но они очень хотели, чтобы дочь играла на каком-нибудь инструменте. И вот маленькая Людмила взяла в руки скрипку.
— Моим педагогом стал известный в Пензе музыкант Виктор Попов, —  вспоминает Людмила Семеновна. — Его, дворянина, окончившего Московскую консерваторию, в Пензу привела нелегкая судьба. Приехал сюда по «черному паспорту»: после того как десять лет отсидел в лагерях, жить в столице ему было запрещено. Именно он «повенчал» меня с музыкой.

После Саратовской консерватории Людмила по направлению приехала в Барнаул. Ее сразу же назначили заведующей отделением оркестровых струнных инструментов в музыкальном училище. Никто не хотел идти на эту должность: музыканты, как все творческие люди, со сложными характерами. Но Людмиле удалось прекрасно со всеми поладить.

Проработав на Алтае 13 лет, Рамадина вернулась в Пензу с двумя детьми (с мужем на тот момент они расстались).
Силы, чтобы начать жизнь с чистого листа, ей давала музыка. Людмила с головой окунулась в работу. От желающих записаться к ней в класс не было отбоя.
— На мои юбилейные концерты собрались бывшие ученики, — говорит она. — Я смотрела на них и восхищалась: какие одухотворенные лица! Каждый из них многого добился в профессии, и каждый — личность! Приятно, что в этом есть и мой вклад…  

Предмет для гордости
Со многими выпускниками Рамадина до сих пор поддерживает связь, хотя работают они в разных уголках земли — Москве, Петербурге, Канаде, Испании. Ей звонят, пишут, просят совета. Самая любимая ученица — Надежда Токарева — лауреат международных конкурсов, доцент Московской консерватории, солистка Московской филармонии, параллельно работает в Люблянском оркестре (Словения).

— С талантливыми детьми работать намного сложнее, чем с обычными, — говорит Рамадина. — Они берутся за такие произведения, которые ты, педагог, не всегда можешь сыграть. Чтобы соответствовать их уровню, надо учиться всю жизнь.

Наследники
Дети и внуки Рамадиной пошли по ее стопам. Сын и дочь окончили Саратовскую консерваторию. Василий с женой-пианисткой работает в Испании: в Гранаде они организовали частную музыкальную школу имени М. Глинки. Дочь Наташа работает в Харьковской филармонии, ее муж — оперный солист, заслуженный артист Украины.

— Самое интересное, они сами выбрали скрипку — никого не уговаривала, —  удивляется Людмила Семеновна. — Я настаивала только на начальном музыкальном образовании. Сыну, кстати, поначалу инструмент не нравился, занимался из-под палки, порой со слезами. Но он был очень способный, и я заставляла: «Закончишь школу, потом иди куда хочешь». Решил поступать в приборостроительный техникум и вдруг за несколько дней до вступительных экзаменов передумал и… пошел в музыкальное училище.

Дочь Василия Лиза тоже играет на скрипке. Еще одна внучка, Лена, также выбрала любимый инструмент бабушки. Внук Алексей Шадрин — виолончелист, учится в Ганновере.
— Наверное, моя любовь к скрипке передалась по наследству на поколения вперед, — радуется Людмила Семеновна.

Вы нужны
Сейчас много способных детей учатся в музыкальных школах, но родители им говорят: пусть это станет хобби, а профессию надо выбрать другую, денежную. Если раньше на отделении скрипки в колледже учились больше 30 человек, то сегодня — 13.

— Не жируют музыканты, — вздыхает педагог. — У преподавателей ставка — 5800 рублей, в том числе у меня, а я заслуженный работник культуры, 54 года стажа.  Но зато профессия позволяет увидеть мир, работать в разных местах — оркестрах, музыкальных школах. А главное — почувствовать огромную эмоциональную отдачу.

Это и держит Людмилу Семеновну в музыкальном «строю». А еще — слова коллег и учеников: «Не уходите. Вы нам нужны».

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное