Консервативный новатор

Консервативный новатор

Тридцать лет Петр Степанюк стоит у руля одного из лучших хозяйств Пензенской области.

Про таких, как Петр Андреевич, говорят: «Где родился — там и сгодился». А родился он в Белинском районе, в селе, название которого словно определило его жизненный путь — Долгая Вершина. Правда, к сожалению, это село, как и многие другие, исчезло с карты области. Но вот уже который год на Троицу Петр Степанюк, руководитель ТНВ имени Димитрова, собирает у себя в Студенке бывших односельчан, их детей, внуков и родственников. Чтобы помнили свои корни. Земляки приезжают из всех уголков России, стран СНГ.

Председатель авансом
Вся жизнь этого человека посвящена сельскому хозяйству. Записей в трудовой книжке немного: Саратовский зооветеринарный институт, главный зоотехник колхоза им. Димитрова, председатель, гендиректор ТНВ…

Ему тогда было 28 лет. Председателем выбирали на общем собрании, а утверждали кандидатуру на бюро обкома КПСС. Тогдашний второй секретарь Георг Мясников попросил Степанюка рассказать биографию товарища Димитрова, болгарского «Ленина».
— А я знал о нем только по  кинофильму. Рассказал, что помнил,  — говорит Петр Андреевич.

Мясников отреагировал резко: не утверждать. К счастью, за молодого специалиста вступились члены бюро: мол, давайте примем «авансом», а биографию он выучит и потом расскажет. И Мясников смягчился.

Невеселое наследство
Уже тогда Петр Степанюк показал себя руководителем, который не боится перемен, берет на вооружение передовые технологии.     
Новоиспеченному председателю наследство досталось — не позавидуешь. Техника — изношенная, на фермах — навоз по пояс. Тяжеленные фляги с молоком доярки таскали сами — как только руки у них не отваливались… Не удивительно, что при такой организации труда от каждой коровы получали всего по 1600 литров молока в год.

Начали с того, что на фермах отремонтировали помещения,  установили приличное по тем временам доильное оборудование, транспортеры навозоудаления. Стали строить дома для работников, соединили села дорогами с твердым покрытием, своими силами протянули газопровод.

И только было наладили жизнь, как грянули рыночные реформы.  

Быть или не быть?
Именно так тогда стоял вопрос. Повезло тем немногим хозяйствам, во главе которых в критический момент находились умные, талантливые руководители, душой болеющие за дело и за людей.

Петр Степанюк снова сделал ставку на научно-технический прогресс. В то время уже широко пропагандировали минимальную обработку пашни. Но если другие директора, слушая ученых, только кивали головами, а менять ничего не хотели, то Степанюк нашел в себе мужество совершить технологическую революцию в своем хозяйстве.
— Тогда же я принял решение купить трактор «Челленджер» с сеялкой, — вспоминает Петр Андреевич. — Мощнейшая машина, но стоила баснословных денег — 15 млн. рублей. Кое-кто из работников возроптал: мол, не иначе хочет директор пустить хозяйство по миру. Я убеждал людей, что без технологического и технического обновления нам не выжить.  

Однако изменения изменениям рознь. В те тяжелые годы некоторые руководители начали без жалости резать скотину, обосновывая это тем, что,  уничтожив малопродуктивное стадо, будут от оставшихся коров получать «большое» молоко. А еще лучше — закупить импортный скот.
В ТНВ им. Димитрова животноводство не угробили. В этом вопросе  Петр Степанюк был непоколебимо консервативен: без коровы не будет ни деревни, ни сельского хозяйства.  

Инновационный ноль      
Однако, чтобы снизить издержки животноводства, опять потребовались изменения. Реконструировали фермы. Буренок перевели на малозатратный  беспривязный метод. Механизировали процесс доения, снизили расходы на дорогостоящие энергоресурсы. Теперь уже от каждой буренки получают по 4000 литров молока в год.

А три года назад в хозяйстве перешли на нулевую обработку почвы, известную в мире как «no-till».
— К нам по весне приезжали коллеги осматривать поля, а на них — стерня стоит, солома лежит. Гости качали головами: дескать, как же вы купились на эту глупость? — рассказывает Петр Степанюк. — Но проходит 1,5 месяца — у нас поля чистые, зеленые, колос наливной.   

В нынешнем году, когда из-за болезней и вредителей средняя урожайность озимых по области не превысила 10 центнеров с гектара, в ТНВ им. Димитрова озимые дали по 30 центнеров, а яровые — все 40.

Можно ли на Пензенской земле получать и более высокие урожаи?  Директор говорит, что  вполне.
— У нас урожайность тех же озимых доходила до 72 центнеров с гектара. Такая бывает только в Краснодарском крае. Но, правда, такой результат требует уже других затрат.

Товарищество на вере
И снова о консерватизме директора. Петр Степанюк верен истине, что все решают кадры. Сегодня механизаторы и доярки зарабатывают по 30 тыс. рублей. Плюс премии, натуроплата.
В нынешнем году в хозяйстве планируют получить более 30 млн. рублей чистой прибыли, которая будет направлена на решение социальных проблем сельчан, дальнейшее расширение производства, обновление парка техники.

Неплохо было бы и государству, рассуждает Степанюк, изменить свое отношение к отрасли в плане госзаказа.
— В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация. Теоретически продовольствие является самым ходовым товаром. Но производители не знают, сколько надо вырастить урожая, куда его потом сбывать, какая будет цена. Чтобы не работать вслепую, нам нужны государственные квоты на производство сельхозпродукции, при этом необходимо установить нижний порог цен. И тогда станет возможным планирование: какие культуры и сколько  сеять, какую технику закупать, в каком объеме брать кредиты и т.д.

Но, как говорится, на государство надейся, да сам не плошай. И Степанюк работает, как и всю жизнь, по 12 часов в сутки. В оставшееся время думает, как улучшить ситуацию в хозяйстве, да и в целом в стране.

Автор: фото автора

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное