Любите искусство, а не себя в нем

Любите искусство, а не себя в нем

Ирина Гринева — одна из самых красивых и стильных российских актрис. В Пензу она приезжала недавно в составе московской делегации на II Гуманитарный форум «Проект Провинция».

Ее нечасто увидишь на широком экране, навскидку вспоминается только одна ее роль в большом кино — Юлии в «Я остаюсь» Карена Оганесяна. Зато она много снимается в телефильмах и сериалах. При этом ее лицо не примелькалось, ее героини не похожи одна на другую, для каждой Гринева находит свои краски. И телезритель любит ее и в роли стопроцентной стервы Вики («Мой личный враг»), и в роли хрупкой — не от мира сего — Карины («Грустная дама червей»).

— Ирина, вы похожи на русскую аристократку XIX века, но, по-моему, больше играете наших современниц. Режиссеры не видят в вас классическую героиню?
— Просто классику экранизируют очень редко. Но у меня есть удачные театральные работы по классическим произведениям: Верочка в «Месяце в деревне» Тургенева, Марина Мнишек в пушкинском «Борисе Годунове», Нина в «Маскараде» Лермонтова, Маша в «Трех сестрах» Чехова…

— Вы много играете за границей, с вами охотно работают английские и французские театральные режиссеры… Это ваш выбор или жизнь заставляет?
— Мне кажется, сегодняшнее поколение российских театральных режиссеров больше увлечено самовыражением в искусстве, чем самим искусством. Стремясь найти новые формы, пытаются переписывать классику, а это редко приводит к чему-то хорошему. Знаете, английские и французские режиссеры, по-моему, лучше понимают Чехова или Достоевского, чем их молодые русские коллеги. В Европе студентам преподают систему Станиславского. Порой складывается впечатление, что деятелям искусства на Западе русская культура дороже, чем нам самим.

— Да, в России считается, что зрителя надо поражать, эпатировать, тогда будет успех.
— Это заблуждение. Вот мы со спектаклем «Три сестры» объехали всю Америку и Европу. Успели привыкнуть к тому, что западная публика нас принимает на ура, что билеты распродаются за полгода. Не поверите, знаменитый голливудский актер Микки Рурк не смог свободно купить билеты, и его агент звонил нам. А когда через несколько лет мы привезли спектакль в Москву, то боялись, что зритель не пойдет. Это классическая постановка, без новаторских заморочек, а столичные режиссеры соревнуются друг с другом в поисках новых форм — не покажется ли публике Чехов слишком архаичным?

К счастью, мы ошиблись. Спектакли прошли с аншлагом. Зрители аплодировали стоя, со слезами на глазах. Я была изумлена: да что же такое происходит с московской публикой? А мне отвечают: «Это чудесно — красивые платья, белые скатерти, самовары и потрясающий чеховский текст!».
На мой взгляд, утверждать, что зрителя можно привлечь только шоковой терапией и эпатажем, — значит не уважать его, не доверять ему, заведомо отказывать ему в уме.

— Известно, что вы являетесь противницей грядущих театральных реформ, в частности перехода театров на самоокупаемость, на контрактную форму работы с актерами…
— Я думаю, ни к чему хорошему это не приведет. Все знаменитые европейские театры, такие, например, как Комеди Франсез в Париже, существуют на мощные государственные дотации. Театры же, которые находятся на самоокупаемости, никому не известны. Актеры в них бедствуют, вынуждены подрабатывать официантами, бегать по кастингам. В таких театрах нет ни традиций, ни достойной режиссуры, ни стиля игры. За время подготовки спектакля труппа и художественный руководитель не успевают почувствовать друг друга, стать командой. Актеры, собранные по найму, во главу угла ставят не искусство, а зарабатывание денег.  
Если наш театр полностью перевести на контрактную основу, боюсь, мы его потеряем.

Может быть, стоит заняться не реформированием, а сохранением и приумножением  традиций, заложенных еще с дореволюционных времен. Наши театральные труппы, симфонические оркестры с восторгом принимают за границей, наш балет по-прежнему остается лучшим в мире. На наших музыкантов равняются западные таланты. Вспомните греческого дирижера Теодора Курентзиса, который, имея хорошее образование, специально приехал в Санкт-Петербург обучаться у великого педагога и теоретика дирижирования Ильи Мусина, да так и остался в России.
Так давайте ценить то, что имеем.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное