Экскаватором — по судьбам?

Экскаватором — по судьбам?

Над новостройкой на улице Гоголя в Пензе сгущаются тучи. Почти готовый дом, в котором купили квартиры 48 семей,  могут попросту снести.

В неизвестности
Строительство на пятачке между школой №7 и частным коттеджем шло бойко. И вот уже готовы три этажа, в квартирах нижних даже успели вставить пластиковые окна...
Но, когда до сдачи объекта осталось всего ничего, выяснилось, что разрешение-то выдавалось на строительство индивидуального жилья, а налицо многоквартирный дом!   

Сейчас объект «заморожен». Ворота на стройплощадку заперты. Здесь остался только сторож.  Да расстроенные дольщики часто наведываются посмотреть, нет ли подвижек? Подолгу обсуждают свою беду под корявым, как их судьба, старым деревом.  

Общая беда  
— Вон там моя квартира, — показывает на проем окна пенсионерка Надежда Борисовна. — Чтобы купить тут квадратные метры,  я продала свое жилье, сейчас ютимся с мужем у родственников. Надеялись осенью перебраться в новый дом...
— Я тоже свою старую квартиру продал, — подключается к разговору ее пока еще не состоявшийся сосед Юрий. — Мы договорились с покупателями, что поживем в ней еще два месяца. Все! Время вышло, а  съезжать-то некуда!

Строение, над которым навис дамоклов меч, представляет из себя две трехэтажки по 24 квартиры, сросшиеся торцами, будто сиамские близнецы.
Даже не будучи специалистом, можно догадаться: на типовые (или даже нетиповые) коттеджи они никак не тянут.
— Мы же не враги себе, — объясняет Надежда Борисовна. — Перед тем, как подписать договор и внести деньги, проконсультировались с юристом. Нам сказали: проблем быть не должно, ведь соблюдены три требования, касающихся индивидуальной застройки: дом не выше трех этажей, его площадь не превышает 1000 квадратных метров и размер участка тоже подходящий. Единственный минус: не так просто, если что, будет продать здесь квартиру. Ведь понадобится согласие всех 23 сособственников дома. Нас это не остановило: мы здесь жить собирались до конца своих дней.

Теперь дольщики ходят по инстанциям. Они напуганы. Ведь не так давно в Казани был устроен показательный снос трехэтажки,  отстроенной по аналогичному принципу. После суда экскаватор превратил новенький домик в руины.
До сих пор люди, купившие там квартиры, не добились ничего. По сообщению местных СМИ, они намерены дойти до Верховного суда РФ в надежде, что он обяжет городские власти… отстроить дом заново. В такой поворот дела что-то верится с трудом.

24 чайника
За пензенцев, которые могут оказаться в похожей ситуации, больно и обидно. Приобретенное жилье для многих из них — единственное. Но и на хаос с застройкой тоже невозможно закрыть глаза.

Рядом на улице Гоголя (да и на других улицах Пензы)  много одноэтажных домов-развалюх. И что будет, если другие  «продуманные» застройщики скопом начнут покупать их у собственников за бесценок, сносить, получать разрешение на возведение коттеджа, а выдавать на-гора дом на 20 семей?  

Но инженерные сети города не рассчитаны на такую нагрузку. Застройщики многоквартирных домов, которые проходят весь тягостный и дорогостоящий путь согласований, рассчитывают проектную мощность: газ, свет, водопровод, канализация.  Не хватает — прокладывают за свой счет новые коммуникации.

Представьте, что вы в своем частном доме включите в каждую розетку по электрическому чайнику. Здравствуй, короткое замыкание! Сеть попросту не выдержит.  А теперь предположим, что одновременно заработают сразу 24 чайника...

Соблазнительные цены
Мы пытались дозвониться до компании, которая продала по частям эти два сросшихся дома-мутанта. Но механический голос в телефонной трубке сообщил, что на данный номер установлен запрет на входящие вызовы.

Дольщики говорят, что руководитель компании от них не скрывается. Но и внятных объяснений по поводу происходящего они от него не получили.  

На сайте фирмы реклама, которую не успели, видно, убрать, гласит, что на улице Гоголя идет строительство многоквартирного двухподъездного дома. И цены указаны: однушка (36 квадратных метров) — 1 млн. 200 тысяч. Двушка (50 квадратов) — 1 млн. 650 тысяч. Новое жилье по цене  дешевле «вторички»…

Сносить нельзя оставить
Знаки препинания в этой фразе ставить рано. Мэрия пока заняла выжидательную позицию.
— Мы ждем решения экспертизы, которую назначил суд, — говорит замглавы администрации города Пензы Людмила Кипурова. — Пока трудно сказать, какова будет дальнейшая судьба этого дома. Я тоже переживаю за людей. Но мы можем что-то предпринимать только в рамках существующего законодательства.

На вопрос, почему активные действия начались, когда объект был практически достроен,  Людмила Борисовна возразила: ограничения на строительство последовали еще тогда, когда обозначился первый этаж. Но дом «подрастал» по выходным и ночами...

—  Надо сносить! — считают сотрудники крупной строительной компании, давно существующей на рынке. — Нам приходится выбивать разрешения на строительство, согласования по проектам могут продолжаться целый год! Все это ведет к удорожанию квадратного метра. А здесь в обход закона раз — и готово. Дольщикам надо было быть внимательнее при подписании документов. Люди же видели, за что платят!

О странностях
Да, документы, чай, не глядя не подписывали. Но поди-ка разберись в хитросплетениях нашего законодательства, где одни находят лазейки — и все шито-крыто, а другие обжигаются…

Однако главным козырем, который поманил дольщиков, стало то, что практически никто в городе больше не предлагает квартиры в новостройках с отделкой. Да еще по такой цене...
— Мы же ездили по городу и видели другие дома, построенные по такому же принципу. В них давно люди живут, — растерянно говорит Надежда Борисовна. — Как же раньше все утверждалось?

Правда, эти таун-хаусы были не столь густонаселенными. Две, четыре, восемь квартир… Но аппетиты-то растут.

Кто виноват?
Трудно предположить, чем закончится эта история. Но очевидно одно. В эпоху, когда люди теряют силы, здоровье, влезают в страшные долги, чтобы купить квадратные метры, сносить уже построенное жилье — дикость.
Разве нет законного пути, чтобы заставить застройщика все исправить, сделать  инженерный проект с учетом реалий, усилить коммуникации?

Закон должен быть суров к тем, кто нарушает и ловчит, а не к жителям, вся вина которых заключается в том, что, введенные в заблуждение, они отдавали последние деньги, живя мечтой о собственной квартире.

Показательный момент: дольщики попросили не называть их фамилий в газете. Боятся, что застройщик или инстанции, по которым они вынуждены теперь ходить, как-то повлияют на их судьбу. Им пока еще есть что терять.

В ТЕМУ
До сих пор не поставлена точка в нашумевшей истории с обманутыми дольщиками «Поволжья». Брошенные компанией многоэтажки достраивались усилиями региональных властей, которые договорились об этом с ОАО «Пензастрой». Дольщикам, после стольких мытарств въехавшим-таки в свое жилье, пришлось доплачивать.  А судебный процесс по делу  руководителя «Поволжья» еще не завершен.

Автор: Лариса РЯБИНИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное