Сносить нельзя оставить
Покосившиеся хибары в селах: никому не нужны, а отдать жалко...
Грустное это зрелище — брошенный дом с пустыми глазницами окон, двор с одичавшим садом и буйно разросшимся бурьяном. Когда-то жизнь здесь била ключом, звучал детский смех, из трубы весело струился дым, будил окрестности горластый петух.
Но сельские ребятишки выросли и переехали в город, их родители постарели и ушли в мир иной, а вслед за ними стал ветшать и медленно умирать когда-то большой и красивый дом с резным крыльцом. И стоит он среди новеньких особняков, уродуя сельский пейзаж и нагоняя тоску. А, кроме того, является еще и источником повышенной пожароопасности.
Дорог как память
Таких домов в Пензенской области несколько тысяч. Не исключение и село Кевда Каменского района. Тут на одной только улице Ленина можно насчитать свыше десятка деревянных развалюх. По-хорошему, снести бы их все подчистую, сразу дышать бы легче стало.
— Да это было бы неплохо, и село бы краше стало, и пожаров меньше, — соглашается глава администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Анатолий Тютин. —
Только вот снести брошенные дома весьма проблематично: практически у всех у них есть владельцы. Либо бабушки с дедушками, которые переехали на старости лет в город к детям и внукам, либо наследники умерших хозяев.
Что характерно, некоторые владельцы живут здесь же, в Кевде. Например, добротный кирпичный дом одного из местных предпринимателей расположен неподалеку от заброшенной родительской развалюхи.
— У меня рука не поднимается снести родные стены. Там, внутри и мебель осталась, и старые фотографии. Это память об отце и матери, — говорит сельский бизнесмен.
Но в таких случаях дом приводят в порядок, укрепляют фундамент, стены, меняют сгнившие бревна, покосившееся крыльцо — и живут. А наблюдать, как родительский кров рушится год от года, врастая в землю и скрываясь в бурьяне выше человеческого роста — это не дань памяти, а надругательство над ней.
По словам Анатолия Тютина, предприниматель изначально берег жилье для своих детей, а те, в свою очередь, не захотели переселяться в старый дом, и стали строиться в другом месте.
— Уговариваю владельца продать участок вместе с развалюхой. Он пока колеблется.
Собака на сене
Согласно муниципальным правилам благоустройства поселений и городских округов собственники домов обязаны содержать в надлежащем состоянии фасады зданий и заборов, ремонтировать, своевременно косить сорную траву, убирать мусор, проводить санитарную обрезку кустарников и деревьев. Однако на деле уход за пустующими домами для многих ограничивается лишь редким скашиванием бурьяна.
А многие вообще ничего не делают.
— Рассылаем письма с требованием привести участок в порядок, уговариваем, если не откликаются — штрафуем, — говорит Анатолий Тютин.
Безусловно, далеко не у всех есть возможность и деньги на ремонт родительского дома, особенно, если возвращаться в родные края люди не планируют. Казалось бы, продайте этот участок или переоформите в собственность муниципалитета, в крайнем случае, отдайте кому-нибудь избушку на дрова. Но наши граждане зачастую ведут себя как собака на сене.
В ряде случаев владельцев вообще невозможно найти. На той же улице Ленина, неподалеку от школы, за тополями притаился старый-престарый дом. Его не видно с дороги, лишь с соседнего двора можно углядеть конек крыши.
— Мы так и не смогли разыскать наследников после смерти хозяев. Будем проводить процедуру признания дома бесхозяйным имуществом и перевода его в собственность муниципалитета, а это займет не один год. Самое интересное, что в последний момент может откуда ни возьмись объявиться наследник и предъявить свои права.
Пока единственный метод борьбы с недобросовестными владельцами пустующих домов — увещевания и штрафы от 500 до 3500 рублей (такие суммы предусмотрены Кодексом Пензенской области об административных правонарушениях). Видно, штрафы нужно поднимать в разы. Стоит ввести, наверное, и силовые меры, причем на федеральном уровне: допустим, если владелец в течение пяти лет в селе не появился, за домом никто не следит, он пожароопасен, то в принудительном порядке передать его в собственность муниципалитета. Может, тогда наследники зашевелятся.
Автор: Наталья СИЗОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
Лучшее время купить квартиру: рекордный выбор и программы поддержки в Пензе
Пензенская область – один из лидеров в стране по вводу жилья на душу населения. Но у медали есть обратная сторона
Село, которое не сдаётся: быт, легенды и удивительные люди Отормы
Здесь люди не выживают, а живут, не мысля своего существования вне родных местФермер по наследству: пензячка продолжила дело сына‑героя и стала сыроваром
Четыре истории о главном: рассказы мам Антона Макарского, Олега Денисова, Татьяны Куртуковой и сестёр Фролкиных
«Ночные волки» открывают школу мотобиатлона в Кузнецке
«Надежда» есть: истории исцеления в пензенском сообществе анонимных алкоголиков
В Пензе прошло шествие Дедов Морозов и Снегурочек
Колонна сказочных персонажей проследовала по традиционному маршруту
Физические серверы как основа цифрового суверенитета и развития Пензы
Для пензенских компаний физический сервер — это инструмент минимизации правовых и репутационных рисков
Олег Мельниченко раскритиковал работу министра образования региона
Глава области отметил, что требует соблюдать сроки и качество работы
В Пензе депутаты муниципальных образований подвели итоги работы за 2025 год
А также обозначили основные направления работы на 2026На заседании Госсовета обсудили поддержку региональных бюджетов
Вадим Супиков подчеркнул значение государственной поддержки жилищной отрасли
Вадим Супиков обозначил приоритеты программы переселения соотечественников
Владимир Якушев доложил Владимиру Путину о выполнении «Единой Россией» его поручений на XXII съезде

