Самоубийство замедленного действия

Самоубийство замедленного действия

Насколько на самом деле «невинно» наше желание расслабиться при помощи алкоголя?

Надо меньше пить! Пить надо меньше!
Отец моей подруги был, что называется, запойным алкоголиком. Пил беспробудно, каждый день. В течение двадцати лет. Набравшись, лежал диване — опухший, с мутными глазами и красным носом.
В молодости он был «подающим надежды» — красивый, успешный, при «высокой» должности. Все изменила перестройка.
— Работяги, которыми отец руководил, искали любую возможность для «калыма», а он считал это ниже своего достоинства, — вспоминает Оля. — И начал выпивать, чтобы забыть о проблемах.

Родные и друзья «запугивали»: «Остановись, пока жизнь не полетела под откос, пока есть здоровье, его потом ни за какие деньги не купишь!» Но словно в насмешку, отец был здоровее любого из советчиков.

Но постепенно мрачные предсказания начали сбываться. Мужчина растерял и влиятельных друзей, и амбиции. Много лет «просиживал штаны» в котельной, но и оттуда его попросили. Отношения с родными давно разладились.

Все изменилось буквально в один день: пьяный человек вдруг взвыл от боли. В больнице развели руками: «От печени ничего не осталось. Не жилец. Можно заказывать гроб.»
— Это его и остановило, — говорит Оля. — Прошел год, он до сих пор с нами, изменился до неузнаваемости: не пьет совсем, начал читать, развел рыбок, квартиру превратил в оранжерею… Правда, выглядит как дряхлый старик: их с бабушкой принимают за супружескую пару. И в церковь идти панически боится: ведь он как самоубийца. Только замедленного действия.  

Нежный кризис
Каждый из нас легко вспомнит пару-тройку подобных примеров. Не все они заканчивается «хэппи-эндом», однако именно эти истории мешают нам критично взглянуть на себя.

Так повелось, что многие из нас считают естественным провести пятничный и (или)  субботний вечер «в компании» алкоголя. В выходные и накануне их все питейные заведения города забиты «под завязку», причем пьют там далеко не чай с ромашкой. На эту тему в Интернете уже давно «гуляют» афоризмы вроде «пятница-развратница» или «хочется напиться, как все нормальные люди».
Для нас обычное дело снимать стресс алкоголем и с подозрением смотреть на тех, кто отказывается даже от бокала шампанского. «А все ли с ним в порядке?»

На ум приходит опыт с лягушками, живодерский, конечно, но тем не менее… Первую бросили в кипяток. Она мгновенно выскочила — обварилась, но осталась жива.  Другую положили в холодную воду, которую постепенно нагревали. Лягушка, ничего не чувствуя, расслабившись, без боли умерла.  
Современный человек — как та, вторая, лягушка. Думать про то, что некоторые «увлечения» смертельно опасны, категорически не хочет. Или боится.

В самом деле, страшно признаться самому себе, что в 30-40-50 лет до сих пор нет ответа на главные вопросы — «в чем мое предназначение?», «правильно ли я живу?» Да еще и груз вечных проблем на психику давит: сложные отношения с супругом, «неправильные» дети, недовольные тобой родители…
Советы друзей давно «не работают»: у них самих жизнь «не ахти какая». И что же делать? А реклама сладко зазывает: «Расслабься! Выпей пива, и будешь крутой чемпион!»   

Искать пример
Сегодня очень популярна эзотерика и «иже с ней». Книги, обещающие научить, как решить все проблемы, расхватываются, словно горячие пирожки. Пишут примерно одно и то же, хотя и разными словами и с разными примерами. Но всякий раз — с претензиями на безусловную истину.
— Выбор специалиста, чьим советам вы будете следовать, — ответственное занятие, —  говорит врач-психотерапевт Владимир Орлов. — Дело не в яркой книжной обложке и знаменитой фамилии автора. Как минимум, необходимо, чтобы жизнь человека соответствовала его учению. Если он пишет о здоровье — сам должен быть здоров, если о счастливой и крепкой семье — должен быть образцовым семьянином…   

Словом, первое, чем мы должны обеспечить себя, — примерами, как меняли свою жизнь другие. Это жизнеописания святых, великих личностей, подвижников, просто сильных и благочестивых людей. Если же себе «в герои» мы выбираем людей слабых, которые не способны были даже бросить курить, то в результате тоже становимся слабыми.
— Поэтому искать истину в «голубом экране» бесполезно, — продолжает Владимир Орлов. — Ведь 60% главных героев современных фильмов курят и пьют. И, получается, бегут от проблем, а не решают их.   

Шест или рука?
Однако чаще и действеннее людям помогает вера в Бога. Отец Сергий Сидоров из Кузнецка называет ее шестом, который может спасти человека, если тот того захочет.
— Опасно протягивать руку, — говорит он. — Человек и сам не выберется, и вас за собой утащит. А вот шест протянуть можно.  

Что батюшка и делает. Вот, например, он долго наблюдал за своим тезкой — здоровым, крепким, но запойным мужиком. Наблюдал издалека: тот не ходил в церковь, да и интереса к вере не проявлял. Однажды священник все-таки решился: пришел к Сергею сам. Тот встретил его пьяной улыбкой и пустыми глазами. Батюшка говорил долго, советовал съездить в святое место и… его услышали. Жена мужчины купила билеты на следующий же день.

— Через две недели вижу, ко мне идет мать Сергея, — вспоминает батюшка. — Я испугался: думаю — не случилось ли чего. Оказалось, наш больной стал меньше пить и попросил почитать житие Сергия Радонежского. Вот радость-то была!

— В XIX веке в Бога верил народ, а интеллигенция металась: то у нее масонство, то спиритизм, то увлечение Гегелем, — размышляет отец Сергий. — Сейчас наоборот. У народа нет нравственных устоев. И силен он только там, где есть интеллигенция, которая верует или придерживается христианской морали. В селах и городах, где есть сильный духовный лидер, жизнь течет иначе, не замечали? И пьют там меньше (или совсем не пьют), и хозяйства крепкие, и семьи счастливые.

Отличный пример — татарские села. В современном России это настоящее чудо: здесь люди либо совсем не пьют, либо делают это культурно — без многодневных запоев, мордобития и «фейса» в салате.
— Секрета никакого нет, — говорит глава администрации Верхнеелюзанского сельсовета Шамиль Назиров. — Люди у нас — глубоко верующие, и грех на душу брать не хотят. Это традиции, понимаете? Дети учатся на примере родителей, и им просто в голову не может прийти напиваться пьяными. Это же позор для семьи!

…Жизни без трудностей и кризисов не бывает — мы не можем сделать так, чтобы всегда все было ровно и гладко. Но вот решить, как вести себя в трудных ситуациях, — в нашей воле.  

Как бы высокопарно это ни прозвучало, у человека есть два пути — путь света и путь темноты. Мы имеем право на грязь, но также имеем право отказаться от грязи. И будет здорово, если мы осознаем это не когда наша жизнь «закипит», а когда в ней еще можно что-то изменить.

Автор: Ирина БАЛАШОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное