«Черные» кладоискатели

«Черные» кладоискатели

Ежегодно, вооружившись металлодетекторами и лопатами, в поисках сокровищ по полям, лесам и заброшенным деревням Пензенской области бродят сотни человек.

Кто на новенького?
К сожалению, лишь малая часть из них трудится во благо науки. Основная масса копателей — «черные археологи». Имеют ли они право на такие изыскания? Закон однозначно говорит, что нет. Все, что лежит в земле и представляет историческую ценность, принадлежит государству, а не тому, кто найдет ценный артефакт.

Право на раскопки имеют лишь те, кто получил специальную лицензию, так называемый «открытый лист». До недавнего времени в Пензенской области таким документом обладал один человек — известный археолог, профессор Геннадий Белорыбкин. В этом году «открытые листы» получили шестеро его учеников.

Но отсутствие разрешительной бумаги практически никого не останавливает.

Обратная сторона прогресса
«Черные археологи» или расхитители могил существовали во все времена. Но такого распространения, как сейчас, это явление никогда не достигало.

Всему виной электронные средства поиска, благодаря которым в толще земли можно легко обнаружить металл. В советские времена продажа таких детекторов была запрещена. Пользоваться ими могли только спецслужбы. Сейчас все иначе. Запрет давно снят. А раз так, то путь к ценных находкам де-факто открыт всем желающим.

— «Черные археологи» вооружены по последнему слову техники, — говорит Геннадий Белорыбкин. — Мощные станции позволяют обнаружить металл на глубине до 1,5 метров. Существуют даже специальные датчики, распознающие в земле драгметаллы и рисующие на экране контуры потенциальной находки. Такому оборудованию можно только позавидовать.

В Пензе несколько специализированных магазинов по продаже металлоискателей. Их ассортимент огромен. Несмотря на запрет археологических изысканий, броская реклама призывает покупать детекторы именно для поиска кладов.
— В месяц покупают 10-15 детекторов, — говорит продавец одного из магазинов Наталья. — Пик продаж приходится на весну и лето.

По ее словам, покупателями этой техники являются не только охотники за подземными сюрпризами. Ее приобретают строители, водопроводчики, собиратели металлолома.
— Как правило, таким людям не нужны дорогостоящие аппараты, — говорит Наталья. — Навороченные станции покупают лишь «черные копатели».

Кстати, популяризации «черной археологии» способствует некий романтический ореол, который создали книги и журналы вокруг образа искателя. Кладоискательство преподносится как разновидность активного отдыха — сродни охоте, рыбалке или туризму. Проводятся даже слеты и конференции любителей подобного развлечения.

Книга без слов...
Что ищут в сурском крае любители незаконной наживы? Да все подряд. Лишь бы вещь представляла мало-мальский интерес для антикваров. В районах пришлые «гости» с датчиками уже никого не удивляют.
— Село у нас старинное, — рассказывает житель села Зеленовка Сердобского района Павел Кошельков. — Поэтому к нам каждый год кладоискатели приезжают. Уж не знаю, чего хотят найти, но всю округу облазили.

Часто черные археологи наведываются и в Наровчатский район. По словам руководителя здешнего краеведческого музея Александра Сохрякова, кладоискатели сводят на нет труд бескорыстных исследователей родного края.
— Беспардонно раскапываются древние захоронения, — вздыхает он. — Изучать по ним историю уже невозможно...

Действительно, сама по себе старинная вещь несет лишь крохотную часть информации. Изучать историю нужно в контексте — сочетаниях предметов в рамках одного погребения, одной постройки, одного культурного слоя. Лишь анализируя весь археологический комплекс, можно составить объективную оценку о находке. Отдельный предмет, вырванный из контекста, как вырезанное из книги слово, по которому уже никогда не удастся понять, о чем же шла речь в повествовании.

К сожалению, черный копатели порой «вырывают» из истории родного края целые страницы.
— Мимо науки проходит огромная масса находок, — вздыхает Геннадий Белорыбкин. — О них мы узнаем случайно.

Закон, что дышло
Почему кладоискателей не ловят? По информации областного УВД за последнее десятилетие не было ни одного случая, когда их деятельность каралась по закону. Причина — в сложности доказательства преступления.

Например, чтобы доказать, что человек занимался незаконными раскопками, нужно предоставить фотографии этой деятельности. Плюс нарушение должны подтвердить несколько свидетелей.

«Взять» искателя с металлодетектором тоже нельзя. Где в законе прописано, что гулять с ним запрещено? Он его не украл — вот чек из магазина...

Извечный на Руси вопрос — что делать?
Ученые давно звонят в колокола — нужно принимать меры. Пока еще есть что охранять…

Рассказ очевидца
Взять интервью у черного археолога непросто. Кто согласится рассказывать свои секреты, да еще журналисту. Но один из копателей согласился ответить на мои вопросы на условиях анонимности.
— Сколько можно заработать, раскапывая могильники и места древних поселений?
— По-разному. В среднем от 20 до 50 тысяч рублей за сезон. Бывает и больше, но случается, что сезон вообще проходит впустую.

— Как работают кладоискатели?
— Те, кто занимается этим серьезно, трудятся небольшими группами. Дилетанты чаще всего ходят по одиночке.

— Случаются ли стычки из-за «хлебных мест»?
— А как же! Правда, пока обходилось без криминала.

— Что ценного попадается?
— Наконечники стрел, старинное оружие, украшения. Чаще всего ценные находки случаются на местах поселений 13-15 века. Правда, их еще нужно узнать.

— Где берете информацию?
— Хороший поисковик зимой пропадает в библиотеках. Изучает архивы. А летом — полевой сезон.

— Ваша самая ценная находка?
— Старинные золотые серьги.

— Где сбываете найденное?
— У антикваров. Многие напрямую с Москвой работают.

— Совесть не мучает, что разрушаете исторические объекты?
— Нет, ведь все найденные вещи остаются в целости. Многие из раритетов даже попадают в музеи. Думаю, значимого ущерба для науки наша работа не представляет. Я считаю, что мы попросту мешаем археологам как конкуренты.

СПРАВКА
Одна из самых известных находок «черных археологов» обнаруженных на территории Пензенской области — несколько тысяч серебряных монет времен Золотой Орды. Где, когда и при каких обстоятельствах обнаружен уникальный клад — неизвестно.

КСТАТИ
В Европе свободная продажа металлодетекторов запрещена. В некоторых странах ими можно пользоваться, получив на это лицензию. Правда, искать клады придется под присмотром полиции и в строго определенных местах.

ФАКТ
«Черные копатели» организовали на местах боев Великой Отечественной войны прибыльный «бизнес» — продажу жетонов погибших солдат немецкой армии. Нередко приезжающие за ними из Германии родственники не только платят за эти смертные медальоны большие деньги, но и… дарят машины, на которых приехали.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное