Поездка в сказочный Камешкир

Поездка в сказочный Камешкир

Уже по первому впечатлению можно судить о том, какие талантливые люди живут в Камешкирском районе. И радостно становится на душе, потому что это и есть настоящая Россия – умелая, работящая, самобытная! Жива, матушка родимая!

В некотором царстве, в некотором государстве есть край чудесный под названием Камешкир, где живут мастера умелые. Руки у них золотые, да и смекалкой не обижены.  
Из полена кружева вырезают красоты невиданной, сапожки шьют теплые да узорчатые – таких за две сотни верст в округе не сыщешь! А мед у пасечников Камешкирских – что твой янтарь на солнце переливается, сладкий, душистый и целебный…  
Таким сказочным показался нам Камешкирский район – глубинка Сурского края.
Перья Жар-птицы
Того, кто впервые попадает в Русский Камешкир, поражают деревянные кружева, которыми украшены дома, административные здания, беседки, сказочные терема на детских площадках. Резьба по дереву – исконный промысел местных жителей. Недаром на гербе села Русский Камешкир изображен резной конек.  
Из поколения в поколение династии народных умельцев – Кирилины, Чиркины, Гаранюшкины и другие – передают секреты своего мастерства. На всю Россию прославили родной Камешкир братья Сорокины – Николай, Василий и Иван. Филигранные узоры, выполненные ими из сосны и липы, украшают Дом народного творчества и кафе «Засека» в Пензе. Настоящим шедевром деревянного зодчества был трактир «Золотой петушок», к сожалению, погибший недавно в огне.  
Не только достопримечательности украшали резьбой камешкирцы, но и свои дома, крылечки, заборы. Само село можно назвать музеем под открытым небом. Есть настоящие шедевры. Например, дом младшего из братьев Сорокиных Ивана Ефимовича иначе как сказочным теремом не назовешь. 
Искусство камешкирской резьбы уникально. Ее легко узнать по элементам узоров: розетка, трилистник в сердечке, лучистый круг, завиток, миндалевидные прорези, зубцы, репешок.
Народные умельцы привносят в традиционные рисунки свою фантазию. Так, мастер из села Шаткино Анатолий Логинов вырезает по своим эскизам. Декоративное убранство его дома впечатляет: витые колонны, изящные звездочки и снежинки, венчающая крышу Жар-птица.
Заготавливать древесину мастер начинает весной. И… пропадает до следующей в мастерской. «Это как болезнь, от которой излечиться невозможно», – говорят его односельчане. Работы Логинова можно увидеть и в Камешкире – беседка у здания районной администрации, срубы и купальня у святого источника Белый Ключ. Есть у него и молодые последователи. Дом Александра Кудряшова – настоящее произведение искусства. На ажурных двуглавых орлов, драконов и русалок приезжают любоваться люди издалека. 
Народный промысел не умирает, так же как и вечная тяга людей к прекрасному. Дети Шаткинской, других школ, учащиеся районного центра дополнительного образования перенимают азы резьбы у старых мастеров, чтобы в свое время удивить мир фирменным камешкирским деревянным кружевом.
Унты от Иваныча
Прошедшей зимой, пожалуй, каждый второй камешкирец щеголял в унтах. Красивых, добротных, из натуральной кожи, приобретенных по нынешним меркам за «смешные» деньги – 1300 – 1600 рублей. Да и в других районах год от года мода на «северную» обувь только растет. И все благодаря Иванычу…
В годы перестройки дела у производителя модельной обуви Александра Ивановича Асяева шли все хуже и хуже: российский рынок быстро сдался под натиском дешевой китайской продукции. А  местному глухонемому умельцу Юре Соколову хоть бы что: как шил по десять пар в месяц, так и продолжал. Иваныч решил перенять мастерство, хотя на большую покупательную способность товара не рассчитывал.
Первые несколько пар сделали буквально на коленке, под чутким руководством мастера Соколова. Если тот хмурился и неодобрительно качал головой, то, значит, выходило плохо, а   показывал большой палец правой руки –  все в порядке. Торговец, который взял первую партию на реализацию, прилетел буквально через три часа: «Давайте еще!».
С этого все и началось. Сначала из цеха Асяева выходило по 200 – 300 пар в год, они раскупались в Пензенской области. Сейчас 35 тысяч пар расходятся чуть ли не по всей России, пользуются спросом даже в Якутии!
В свое предприятие Александр Иванович вкладывает душу. Помощников у него полно, но выбор материала (овчины) он не доверяет никому – каждую шкурку пропускает через свои руки. 
Наметан у него глаз и на колодки. От их качества зависит главное – комфорт для ног. Как он умудряется выбирать лучшие? Говорит, что помогает интуиция.
Сейчас открыто порядка десяти производств унт в Сосновоборске, Кузнецке. Некоторые возглавляют ученики Асяева. Конкуренция – дело неплохое, но Иваныча обижает то, что из новых мастерских выходят унты, точно под копирку снятые с его собственных. В ближайшее время он планирует запатентовать свою обувь.
Де воляй!
Когда мы зашли пообедать в маленькую кулинарию в центре Русского Камешкира, то, взглянув на витрину, не поверили своим глазам. Такое меню даже в пензенских высококлассных кафе не встретишь.
Чего стоит одно название «Де воляй» – отбивная из грудки на косточке, в хрустящем кляре, благородная, элегантная и нездешняя! А рулетики из куриной ножки с грибами или сыром? На секунду появилось ощущение нереальности происходящего: откуда здесь, в глубинке, яства, которым самое место в каком-нибудь европейском кафе, где к ним подают марочные французские вина? Но мы обошлись без красного и белого, слопав куриный рулет с грибами в один присест.
А приобщает камешкирцев к европейской кухне предприниматель Светлана Левина. Технолог-пищевик по профессии, она прежде работала в ресторане. Когда районная точка общепита загнулась, уехала на заработки в Москву. Торговала много лет рыбой на рынке, а затем ее пригласили на производство – делать мясные полуфабрикаты.
– Приезжаю я как-то «на побывку» в Камешкир, а знакомая из районной администрации и говорит: мол, хватит туда-сюда мотаться, возвращайся домой, открывай свое дело, а мы поможем.
Светлана мало того, что согласилась, еще и мужа-москвича уговорила в Камешкир перебраться! И занялась именно тем, что у нее хорошо получается. Через агентство по поддержке предпринимательства приобрели в кредит морозильную камеру и другое оборудование для переработки мяса и птицы, запустили на собственном подворье крохотный цех по производству полуфабрикатов, а вскоре и маленькую кулинарию открыли.
– Сначала продавали сырые полуфабрикаты, а народ жаловаться стал: мол, мы не знаем, что с этими диковинками делать, – смеется Светлана. – Вот и пришлось мне самой к плите вставать.
Они с мужем нисколько не жалеют о столице с ее вечной суетой, считая, что жизнь в глубинке Камешкир намного лучше, спокойнее и безопаснее. И сами неплохо устроились, и людям доставляют радость – хорошую кухню в России всегда ценили.  
Галина ИСАЙЧЕВА, Ирина БАЛАШОВА, Наталья СИЗОВА, фото Ирины БАЛАШОВОЙ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER